Этого ожидают ученые Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС в аналитическом материале о денежно-кредитной политике и инфляции в начале 2023 г.
Эксперты ИПЭИ отмечают, что по итогам января 2023 г. инфляция в России в годовом выражении снизилась до 11,8%. В январе уровень потребительских цен увеличился на 0,84%. С устранением сезонности потребительская инфляция в январе оценивается ими на уровне 0,5% месяц к месяцу, или 6,1% в аннуализированном представлении, что выше цели Банка России (в декабре этот показатель также находился на уровне 6,1%). Трехмесячное скользящее среднее значение аннуализированной инфляции в январе также превысило (впервые с июля 2022 г.) целевой ориентир, составив 5,0%. Базовая инфляция в январе ускорилась до 0,3% (после околонулевой динамики в декабре). Следовательно, делают вывод ученые, цены на регулируемые и волатильные компоненты в январе росли быстрее цен прочих товаров (как и в декабре, что было обусловлено индексацией тарифов ЖКХ на 9%). По итогам января базовая инфляция за последние 12 месяцев снизилась в годовом выражении до 13,7%, а разрыв между базовой и общей инфляциями сократился до 2 п.п.
Ученые ИПЭИ отмечают, что продолжившееся в январе усиление инфляционного давления началось в IV квартале 2022 г., когда квартальная сезонно сглаженная аннуализированная инфляция (квартал к кварталу, сезонно сглаженная динамика в пересчете на год) повысилась до 3,2% после 1,3% в III квартале 2022 г. Важным фактором ускорения инфляции в IV квартале 2022 г. — начале 2023 г. авторы анализа называют снижение номинального эффективного валютного курса рубля в IV квартале к предшествовавшему кварталу на 3,5% с постепенным переносом этого ослабления в цены. Поддержку рублю оказало возобновление Банком России с 13 января 2023 г. операций на валютном рынке в рамках механизма бюджетных правил.
Тем не менее эксперты ИПЭИ констатируют, что ослабление рубля в январе — начале февраля продолжилось (его номинальный эффективный курс в январе снизился на 6,8%) вследствие сокращения экспортной выручки из-за введенных ограничений на товары российского энергетического экспорта при продолжающемся восстановлении импорта, а также оттока капитала.
Потребительский спрос по итогам IV квартала оставался низким (по данным Росстата, падение оборота розничной торговли в IV квартале составило год к году 9,5%), что способствовало замедлению инфляции. Однако оперативные индикаторы указывают авторам анализа на восстановление потребительского спроса в январе 2023 г. Это, по их мнению, будет приводить к закрытию отрицательного разрыва выпуска (как за счет восстановления спроса, так и за счет снижения предложения) и постепенному снижению вклада этого фактора в инфляцию в I квартале 2023 г.
Также эксперты ИПЭИ отмечают, что инфляционные ожидания населения и бизнеса в конце 2022 — начале 2023 г. снижались. Ожидаемый населением в течение следующих 12 месяцев прирост цен составил в январе 2023 г. 11,6%, что ниже среднего уровня в 2021 г. (12,1%), но выше уровня 2020 г. (9,1%). Инфляционные ожидания населения сохраняются на повышенном уровне и являются одним из проинфляционных факторов в 2023 г.
«Согласно нашему модельному прогнозу, квартальная сезонно сглаженная аннуализированная инфляция составит 5,6, 6,6, 7,0 и 7,2% в I, II, III и IV кварталах 2023 г. соответственно. Такому прогнозу квартальной инфляции соответствует замедление годовой инфляции в конце I квартала (по итогам марта) до 3,7%, по итогам июня годовая инфляция составит 4,1%, а к концу года она ускорится до 6,6%, составив в среднем за 2023 г. 5,0%», — делятся ожиданиями ученые ИПЭИ РАНХиГС.
Основными причинами ускорения инфляции они видят эффект переноса валютного курса в цены; постепенное закрытие отрицательного разрыва выпуска вследствие восстановления совокупного спроса за счет как трат сбережений населением, так и роста государственных расходов; снижение совокупного предложения, обусловленное уменьшением трудовых ресурсов и ограничениями в отношении российского экспорта, введенными западными странами.