Опережающие индикаторы экономической активности в конце зимы продемонстрировали уверенный рост. Индикатор бизнес-климата Центробанка повысился в феврале за счет улучшения оценок текущей конъюнктуры и прогнозов на будущее. Индекс PMI взял новую высоту на фоне роста производства и спроса. Предпринимательская уверенность Росстата возросла и в добыче, и в обработке.
Оценки делового климата, данные «капитанами российского бизнеса», опрошенными экспертами Центробанка, показали в конце зимы повышательный тренд, который продолжается четвертый месяц подряд. Индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России вырос с 3 п. в январе до 4,7 п. в феврале. Увеличение ИБК стало результатом позитивной динамики как оценок текущего состояния предприятий, так и ожиданий топ-менеджеров на ближайшие месяцы.
Объемы производства продукции выросли и достигли максимального с июня 2021 г. уровня. При этом существенно снизился негатив в оценках предприятий торговли автотранспортными средствами, которые сильно пострадали от кризиса в прошлом году. Наряду с увеличением продаж отечественных автомобилей, в том числе за счет продления государственных программ льготного кредитования, компании расширяют реализацию китайских машин и использование схем «трейд-ин».
Оценки изменения объемов выпуска обрабатывающих компаний, а также предприятий, производящих инвестиционные товары, остаются на максимумах.
Среди негативных тенденций выделяется ухудшение текущих оценок изменения объемов товарооборота (в сравнении с январем) в розничной торговле.
Прогнозы объемов производства предприятий улучшаются второй месяц подряд. Наиболее позитивными остаются они в сельском хозяйстве и обрабатывающих отраслях, особенно среди производителей инвестиционных товаров, в частности, благодаря дальнейшему развитию программ импортозамещения.
Текущее состояние спроса компании в целом охарактеризовали лучше, чем в январе. Наиболее заметно оценки спроса повысились среди предприятий торговли автотранспортными средствами и в добывающих компаниях. Существенное улучшение оценок наблюдалось также в строительстве, где поддержку спросу оказало продление программы льготной ипотеки на новостройки. На максимумах держались оценки текущего спроса в обрабатывающих компаниях, выпускающих инвестиционные товары.
Самые негативные оценки текущего спроса сохранялись в розничной торговле.
Перспективы состояния потребительского и инвестиционного спроса руководители предприятий в феврале тоже улучшили, наиболее заметно — среди компаний строительства, торговли и сферы услуг.
Ценовые ожидания топ-менеджеров снижались второй месяц подряд в большинстве отраслей. Исключением стала торговля, где в ожидании расширения спроса предприятия видят дополнительное пространство для повышения цен на товары, а также производители инвестиционных изделий, оценки спроса которых держатся на максимальном уровне.
Условия кредитования в прошлом месяце, по данным ЦБ, несколько ужесточились после небольшого смягчения месяцем ранее. Правда, ужесточение касалось преимущественно неценовых условий кредитования — требований к залоговому обеспечению и финансовому положению заемщика, сроку рассмотрения заявок и т.д.
Частный сектор продолжает рост
Укрепление деловой активности в феврале показал также опрос PMI, представленный холдингом S&P Global. Индекс обрабатывающей промышленности PMI (Russia Manufacturing PMI) увеличился с январской отметки 52,6 балла до 53,6, что стало наиболее высоким уровнем с 2017 г.
Улучшению операционных условий обрабатывающего сектора способствовал значительный рост объемов производства. Увеличение размеров выпуска продукции шло более быстрыми темпами по сравнению с январем и выше средних показателей исследований PMI. Опрошенные производственные фирмы подчеркнули, что рост был связан с импортозамещением и дальнейшим увеличением новых заказов.
Расширение объемов новых продаж зачастую было связано с увеличением покупательского спроса и привлечением новых клиентов. Темпы роста в целом были высокими и самыми быстрыми с марта 2019 г. Улучшение условия спроса обусловлено в основном внутренними потребителями, поскольку новые экспортные заказы снова сократились. Вместе с тем темпы снижения экспорта были самыми медленными с февраля 2022 г., поэтому поставки на внешние рынки в целом оставались стабильными.
На ценовом фронте положение оставляло желать лучшего. Затраты на используемые компаниями ресурсы еще больше выросли на фоне ускорения инфляции. Темпы роста цен на сырье были наиболее резкими с мая 2022 г. Повышение тарифов на коммунальные услуги наряду с неблагоприятными колебаниями обменного курса привели к увеличению издержек компаний.
Отпускные цены российских производителей в середине I квартала также росли более быстрыми темпами в сравнении с предшествовавшим месяцем. Компании часто упоминали о необходимости перекладывать возросшие затраты на плечи своих клиентов. Тем не менее темпы инфляции здесь оставались незначительными и более скромными, чем в среднем за долгосрочный период.
Возросшие потребности производства вкупе с увеличением числа новых заказов привели к дальнейшему повышению занятости в течение февраля. Тем не менее набор нового персонала происходил самыми скромными темпами за последние три месяца.
Ожидания предпринимателей относительно выпуска продукции на предстоящий год оставались оптимистичными. Надежды на дальнейший рост клиентского спроса укрепили уверенность бизнесменов в будущем. Хотя уровень позитивных настроений по-прежнему выше средних значений опросов, он снизился по сравнению с январским четырехлетним максимумом.
В то же время закупочная активность обрабатывающих предприятий росла шестой месяц подряд, причем весьма приличными темпами. Увеличение закупок сырья привело, в свою очередь, к возобновлению роста запасов готовой продукции. Причем многие компании стремились наращивать свои запасы в условиях ожидаемого увеличения продаж.
Росстат фиксирует прилив позитива
Индекс предпринимательской уверенности Росстата не отставал от других индикаторов деловой активности и вырос до 1,2% в добывающем секторе (месяцем ранее — 1,1%) и до 1,8% в обрабатывающей индустрии (в январе — 1,5%).
Баланс оценок топ-менеджерами компаний спроса на продукцию остался практически без изменений. В добыче полезных ископаемых он равнялся –12% (в начале года столько же), в обрабатывающем сегменте — –23% (в предыдущем месяце –22%).
В феврале увеличилась доля оптимистов среди «директорского корпуса». Количество руководителей, ожидающих роста производства в течение ближайших трех месяцев, превысило число пессимистов на добывающих предприятиях на 15 п.п. (в январе — на 11 п.п.), в обрабатывающей промышленности — на 30 п.п. (в январе — на 27 п.п.).
Экономическую ситуацию в своей компании по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 11% топ-менеджеров, удовлетворительной — 75%. В обрабатывающих производствах — 15 и 72% соответственно.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в последнем месяце зимы в добыче полезных ископаемых равнялся 57% (столько же в январе), в обрабатывающих компаниях — 61% (60% соответственно).