Взаимная торговля стран ЕАЭС в прошлом году на фоне западных санкций выросла на 10,3% и превысила 80,6 млрд долл., подчеркивали участники форума РСПП «Раздвигая горизонт: евразийская экономическая интеграция в новых условиях и роль бизнеса». Теперь важно углублять сотрудничество: формировать независимую систему платежей, внедрять льготное финансирование кооперационных проектов и вместе выходить на рынки третьих стран.
Евразийская интеграция сегодня, по словам главы РСПП Александра Шохина, играет возрастающую роль в социально-экономическом развитии России и ее партнеров по ЕАЭС. Во многом благодаря взаимному сотрудничеству государств Содружества экономика региона вопреки шквалу санкций в 2022 г., по оценке Евразийского банка развития (ЕАБР), снизилась лишь на 1,7%. При этом сокращение экономик России (–2,1%) и Беларуси (–4,7%) было во многом компенсировано быстрым ростом в Армении (+14,2%), Кыргызстане (+7%) и Казахстане (+3,1%).
«Мы видим позитивную динамику во взаимной торговле стран ЕАЭС, которая, по расчетам ЕАБР, в прошлом году выросла на 10,3% и превысила 80,6 млрд долл., — отметил г-н Шохин. — При этом по отдельным странам имеет место кратный рост. Так, экспорт Армении в государства Союза вырос в 2,8 раза, Киргизии — 1,8 раза, Белоруссии — в 1,3 раза. Для отдельных стран значение рынка ЕАЭС резко возросло. Доля государств Содружества в общем экспорте Армении увеличилась с 29,3% до 46,8%, Кыргызстана — с 28,8% до 65,8%».
Деловой совет ЕАЭС, в котором в нынешнем году председательствует РСПП, настроен на то, чтобы укрепить роль бизнеса как драйвера евразийской интеграции. «Российское председательство в Совете предполагает участие в подготовке новых документов долгосрочного планирования Содружества, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия на период до 2030 и 2045 гг., — сообщил участникам форума А. Шохин. — Бизнес примет активное участие в этой работе».
Среди перспективных с точки зрения бизнес-сообщества тем президент РСПП назвал продолжение формирования благоприятного делового и инвестиционного климата в ЕАЭС и развитие системы платежей и расчетов в национальных валютах с использованием цифровых инструментов, а также научно-техническое сотрудничество.
От торговли к промкооперации
Открытый диалог с бизнес-сообществом и создание комфортных условий ведения предпринимательской деятельности в ЕАЭС, по мнению председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаила Мясниковича, являются одним из приоритетов работы организаций Содружества. В прошлом году Комиссия провела более 70 мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия с деловыми кругами.
«В 2022 г. порядка половины из 861 предложения бизнеса были непосредственно имплементированы в документы Коллегии ЕЭК, и Комиссия намерена расширять эту работу», — поделился планами г-н Мясникович.
Важная деталь: в рамках ЕАЭС постоянно идет формирование новых механизмов и институтов поддержки бизнеса. Особого внимания, по словам вице-премьера Алексея Оверчука, заслуживает новый финансовый инструмент поддержки предпринимателей, нацеленный на создание цепочек кооперационных связей в промышленности наших стран. В октябре прошлого года Евразийский межправительственный совет принял решение о субсидировании процентных ставок по кредитам и займам, выдаваемым международными и национальными финансовыми организациями для стимулирования кооперационных проектов с участием трех и более стран.
Наглядным примером успешного сотрудничества бизнеса стран Евразийского союза стал проект создания линейки дизельных двигателей с локализацией производства компонентной базы на территории ЕАЭС в тесной кооперации с предприятиями Ярославской области.
Производственные мощности ярославских компаний позволяют заместить выпадающий импорт из западных государств. А внедряемые сейчас механизмы промышленной кооперации дают возможность предприятиям ориентироваться на страны — участницы ЕАЭС, получать льготное финансирование и выходить на новые рынки.
Проекты промышленной кооперации, по оценке президента Кыргызского союза промышленников и предпринимателей (КСПП) Данила Ибраева, дают импульс регионального развития в государствах Евразийского союза. «Это будет рывок в развитии регионов, которые смогут, кооперируясь, создать новые точки экономического роста в наших странах, — уверен г-н Ибраев. — Есть много направлений промкооперации, которые надо реализовывать. Я думаю, что ЕЭК совместно с Деловым советом предпринимателей смогут этот сложный и нужный трек продвинуть вперед».
Уверенное развитие кооперации в производственной сфере стран ЕАЭС отметил глава Конфедерации промышленников и предпринимателей Республики Беларусь Александр Панасюк. Постоянно расширяют взаимодействие КАМАЗ и Минский автозавод, Ростовский и Гомельский комбайновые заводы. «Раньше между ними была конкуренция, а сегодня мы перешли к реальной кооперации, которая позволяет делать импортозамещение выгодным обеим странам, — сделал вывод г-н Панасюк. — Замещение продукции из недружественных стран мы также видим через локализацию совместных компетенций на основе кооперационных проектов. Здесь в приоритете микроэлектроника, сельхозмашиностроение, станкостроение, автокомпоненты».
А впереди — Восток и Юг
Синергия экономик стран Евразийского союза создает предпосылки для успешного сотрудничествами с другими государствами. На днях, по словам министра торговли ЕЭК Андрея Слепнева, начались переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Объединенными Арабскими Эмиратами, а в конце марта стартует первый раунд аналогичных переговоров с Индонезией. Уже близки к завершению переговоры, посвященные соглашению о ЗСТ с Египтом и Ираном.
«Возможности, которые открываются в иранском соглашении, являются беспрецедентными, — уверен министр торговли ЕЭК. — Новое полноформатное соглашение предполагает обнуление таможенных ставок более чем по 90% товарной номенклатуры». Это позволит удвоить сегодняшний шестимиллиардный объем торговли за два года работы новой ЗСТ.
В качестве ключевых направлений дальнейшего развития сотрудничества Евразийского союза с другими регионами г-н Слепнев выделил отношения с Китаем и транспортный коридор «Север — Юг».
Действующее соглашение с КНР носит непреференциальный характер и не предполагает снижения таможенных пошлин, однако позволяет сконцентрироваться на поддержании диалога и упрощении торговых процедур.
Коридор «Север — Юг», кроме развития совместной работы с Ираном, дает возможность поднять на новый уровень отношения с Индией. Сопряжение двух ключевых векторов развития сотрудничества будет составлять основу торговой политики ЕАЭС на перспективу 2030—2040 гг.