Наиболее распространенным правонарушением в налоговой сфере является покупка налогоплательщиками так называемого «бумажного» НДС посредством отражения в учете фиктивных счетов-фактур и налоговых деклараций, изготовленных с помощью «технических» компаний, зарегистрированных на подставных лиц. В связи с этим депутаты внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий ответственность за действия, связанные со сбытом или представлением в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций.
По подсчетам депутатов, произведенных на основании данных ФНС России, компании, применяя подобные схемы, только в 2021 г. не доплатили в бюджет порядка 1 трлн руб.
В настоящее время такая деятельность организаторов подобных схем фактически декриминализована, поскольку действующая ст. 327 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) об ответственности за подделку документов не распространяется на деяния по производству и сбыту подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. В связи с этим организаторы, как правило, в редких случаях привлекаются к ответственности.
Отметим, что законодатели предлагают внести отдельную норму об ответственности за подобные преступления.
В частности, на основании проекта федерального закона № 263208-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект) глава 22 УК РФ может быть дополнена новой ст. 173.3 УК РФ, которая устанавливает новый вид ответственности за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Привлечение к подобной ответственности возможно при условии, что подобные деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам (организациям) либо привели к извлечению дохода в крупном размере, который равен 22 млн 250 тыс. руб.
Данные преступления предлагается отнести к категории преступлений средней тяжести. При этом минимальная ответственность за их совершение установлена в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Максимальная — в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
В пункте 2 проектируемой статьи предусмотрена более суровая ответственность в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы сроком до семи лет. При этом должно быть выполнено одно из условий: совершение преступления организованной группой; получение дохода в особо крупном размере (причинение особо крупного ущерба гражданам и организациям), который равен 9 млн руб.
В примечании к ст. 173.3 УК РФ определено, что счета-фактуры и налоговые декларации будут являться подложными только в случае их оформления через подставных лиц либо с помощью незаконного использования при их оформлении персональных данных. Кроме того, они должны в обязательном порядке содержать заведомо ложные сведения о совершении тех или иных хозяйственных операций. Также в этой статье будет предусмотрена возможность избежать уголовной ответственности при полном возмещении причиненного ущерба, посредством распространения на нее нормы ст. 761 УК РФ.
В законопроекте предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, согласно которым предварительное расследование будет осуществляться следователями органов внутренних дел либо следователями того органа, который выявил подобные преступления.
Безусловно, введение такой ответственности может существенно ослабить рынок «бумажного» НДС, который в настоящий момент активно используют недобросовестные предприниматели, а также обеспечить законопослушным предпринимателям возможность свободного осуществления предпринимательской деятельности без опасений за то, что их данные будут использованы при изготовлении подложных счетов-фактур и налоговых деклараций.
Однако и для них существует риск привлечения к уголовной ответственности, поскольку законопроект содержит формулировки, которые могут быть истолкованы правоохранительными органами двусмысленно.
При принятии законопроекта в текущей редакции существует риск того, что правоохранительные органы истолкуют подачу предпринимателями налоговых деклараций с указанием недостоверных данных подставных лиц как предоставление заведомо ложных сведений о хозоперациях, факт выполнения которых при названных обстоятельствах будет доказать весьма проблематично даже при условии фактического выполнения самой операции иным лицом, не указанным в декларации.
Такие деяния приведут не к причинению ущерба гражданам и организациям со стороны налогоплательщика, а к стандартной неуплате налогов, ответственность за совершение которой уже предусмотрена ст. 198 и 199 УК РФ.
Представляется разумным исключить из законопроекта возможность привлечения к ответственности за представление в налоговую подложных счетов-фактур и деклараций со стороны самих налогоплательщиков, ведь, как указано в пояснительной записке к нему, данная статья призвана пресечь деяния не самих налогоплательщиков по подаче подобных документов в налоговый орган для экономии на налогах, ответственность за совершение которых и так уже установлена нормами УК РФ, а именно организаторов, помогающих им незаконно уменьшать сумму налогов к уплате в бюджет путем оформления и сбыта подложных документов. Кроме того, возможность возбуждения уголовных дел по проектируемой статье напрямую правоохранительными органами, минуя этап проведения соответствующих налоговых проверок со стороны территориальных налоговых органов, может привести к значительному росту административной нагрузки на бизнес, а также возрастанию коррупционных схем.
Поэтому во избежание изложенного было бы логично предусмотреть возможность возбуждения уголовных дел только на основании материалов соответствующих налоговых проверок, направленных налоговыми органами в адрес правоохранительных органов в сроки и порядке, предусмотренные нормами Налогового кодекса РФ.