АС Поволжского округа в постановлении от 13.02.2023 № Ф06-28258/2022 по делу № А72-6284/2022 объяснил, почему ликвидация контрагента не является основанием для отказа в представлении запрошенных инспекцией документов.
Суть дела
Инспекция запросила у компании документы по одному из ее контрагентов. Компания отказалась их предоставлять, поскольку контрагент был ликвидирован. При этом компания не сообщила, что у нее отсутствуют испрашиваемые документы.
По мнению компании, ликвидированный контрагент не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, поэтому проводить какие-либо мероприятия налогового контроля в отношении него налоговики не могут.
В связи с непредставлением запрошенных документов компания была оштрафована по п. 2 ст. 126 НК РФ.
Не согласившись со штрафом, компания обратилась в суд с требованием признать решение инспекции о наложении штрафных санкций недействительным.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Они указали, что документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При этом положения НК РФ не предусматривают оснований для неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов.
Требование о предоставлении документов было направлено инспекцией в рамках мероприятия налогового контроля «вне рамок проверки путем истребования».
С учетом положений ст. 102 НК РФ налоговый орган не всегда вправе раскрывать обстоятельства, для установления которых он истребует соответствующие документы (информацию), поскольку они составляют налоговую тайну. При этом установленной формой требования об истребовании документов (информации) не предусмотрено необходимости приведения обоснования истребования соответствующих документов (информации). В данном случае требование о представлении документов содержит идентифицирующую информацию для определения конкретной сделки. В нем указаны конкретный контрагент и период истребуемых документов.
Поскольку компания требование налогового органа по предоставлению документов не исполнила, пояснения о том, что не располагает запрашиваемыми документами, или ходатайство о продлении срока представления запрашиваемых документов не предоставила, суды признали наложение штрафных санкций обоснованным.
Суды отвергли ссылку компании на то, что прекращение существования юридического лица со дня внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи исключает возможность проведения в отношении него налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля и, как следствие, не допускается истребование у контрагентов каких-либо документов, касающихся деятельности указанного юридического лица. Они разъяснили, что, исходя из положений действующего законодательства, прекращение экономической деятельности контрагента не лишает инспекцию права на истребование документов у компании. При этом периоды, за которые налоговыми органами в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы документы, ограничиваются сроками хранения документов (копий документов), установленными НК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.