Как ограничения на инвестиционный импорт повлияли на реальный сектор России

| статьи | печать

Эксперты Банка России констатируют, что большинство столкнувшихся с проблемами компаний из-за ограничений на импорт инвестиционных товаров смогли переориентироваться на отечественные аналоги или аналоги из дружественных стран либо наладить параллельный импорт необходимых товаров. В то же время по некоторым видам сложной высокотехнологичной продукции замещение российскими аналогами может занять существенно более длительное время.

В новом докладе о региональной экономике аналитики ЦБ отмечают, что, несмотря на значительные объемы импорта инвестиционных товаров (46% от всего российского импорта в 2021 г. и 41% в 2022 г.), на внутреннем рынке среди товаров инвестиционного назначения продукция российского производства преобладает над импортной. При сокращении доступности импортного оборудования в 2022 г. положительная динамика выпуска отечественных инвестиционных товаров сохранилась, а по ряду позиций даже усилилась.

Авторы анализа констатируют, что зависимость от импорта производства сложных и высокотехнологичных товаров больше, чем от импорта более простой и массовой продукции.

Причины проблем с импортными инвестиционными поставками и влияние на производство их замещения представлены в таблицах.

Ряд организаций сообщают о сохранении проблем с поиском новых поставщиков импортных комплектующих, материалов и оборудования. Впрочем, замечают эксперты ЦБ, с мая 2022 г. число таких предприятий постепенно снижалось. В химической и металлургической отраслях компании наиболее часто отмечают сложности в замене оборудования на альтернативные аналоги. В части комплектующих сохраняются заметные ограничения в сфере машиностроения. Так, крупный судостроительный завод пока задерживает достройку судов из-за отсутствия аналогов оборудования в России, а также необходимости согласования с заказчиком возможности использования аналогов комплектующих из других стран.

Сложности с импортными поставками сказывались и на инвестиционной деятельности предприятий. Часть инвестпроектов, в том числе и направленных на расширение производства инвестиционных товаров, реализуется с переносом сроков. Наиболее частые причины переноса — сложности со своевременными поставками оборудования, а также проблемы с возможностью очного присутствия зарубежных специалистов для его наладки.

Предприятия всех макрорегионов отмечают, что после перестройки логистических цепочек значительно увеличились сроки импортных поставок, обусловлено это загруженностью транспортных коридоров через Дальний Восток и Юг России. Высокий спрос на железнодорожные перевозки в восточном направлении привел к ухудшению ситуации на Восточном полигоне железных дорог. Несмотря на рост его провозной способности в 2022 г. примерно на 10%, количество неудовлетворенных заявок на провоз увеличилось почти в два раза. Модернизация Восточного полигона железных дорог позволит снизить загруженность логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке и увеличить грузопотоки из стран Азии. На возможностях осуществления параллельного импорта через азиатские страны негативно сказываются узкие места в виде перегруженных погранпереходов на Юге страны из-за роста объема перевозок в Россию почти в пять раз.

В некоторых случаях задержки с поставками запчастей к имеющемуся оборудованию приводили к снижению объемов производства. Так, компания по добыче декоративного и строительного камня из Ленинградской области сообщила, что проблемы с поставками импортных запчастей привели к длительному простою из-за поломки оборудования.

Действия предприятий

Аналитики ЦБ выяснили, что основным способом решения проблем с импортом для предприятий была замена западных поставщиков на российских (59% столкнувшихся с проблемами предприятий заменили оборудование, 60% — запчасти). Около 40% столкнувшихся с проблемами предприятий продолжили получать оборудование и запчасти из недружественных стран через посредников в третьих странах или напрямую. Несмотря на усилия по поиску новых поставщиков и способов доставки, многие предприятия ощущали дефицит необходимых импортных компонентов. Почти треть опрошенных увеличили запасы сырья, некоторым предприятиям приходилось менять системно-технические решения сложных изделий.

Активное импортозамещение и рост внутреннего спроса в 2022 г. позволили некоторым производителям инвестиционных товаров сохранить и даже нарастить выпуск, несмотря на возникшие сложности для их собственных производственных цепочек. Уже в 2022 г. в самых разных регионах страны запускались направленные на это проекты. Так, в Центральной России готовится серийный выпуск инновационных цифровых датчиков давления. На Урале в сфере машиностроения увеличился выпуск автомобильной и спецтехники, а также были развернуты производства запчастей и комплектующих для них взамен ранее импортировавшихся. Машиностроительное предприятие Нижегородской области сообщило о начале оказания ремонтных услуг для обслуживания импортного оборудования, используемого в топливно-энергетическом комплексе. Алтайский завод по производству топливных систем заместил форсунки и распылители европейского производителя, продукция завода направляется на крупнейшие предприятия страны.

Значимым механизмом импортозамещения становится обратный инжиниринг. Так, инженерный центр на Юге России отмечает значительный рост числа заказов на обратный инжиниринг различных европейских электронных устройств, так как имеющиеся азиатские аналоги заметно уступают европейским по качеству.

Роль господдержки

Обнуление ввозных пошлин на ключевые позиции инвестиционного импорта и разрешение параллельного импорта, решения, которые оперативно приняло правительство России, были весьма важными факторами постепенного восстановления объемов ввоза товаров инвестиционного спроса. Одновременно в 2022 г. правительство определило ряд приоритетных отраслей, в которых в первую очередь необходимо обеспечить независимость от импорта: судостроение, гражданская авиация, радиоэлектроника. Эти отрасли получили доступ к новым программам льготного финансирования, а также иным мерам господдержки.

В большинстве регионов России созданы центры по поддержке импортозамещения и внешнеэкономической деятельности. Подобные центры оказывают услуги по формированию новых логистических маршрутов, сопровождению и доставке импортного товара, помогают решить проблемы с расчетами, найти новых поставщиков. Меры государственной поддержки способствуют снижению транспортных издержек. Региональные власти активно вовлечены в этот процесс.

Например, благодаря мерам поддержки на Северо-Западе России реализуются проекты по разработке новой инновационной продукции для энергетического комплекса. В Москве выпуск фармацевтических и медицинских изделий расширяется на базе механизма офсетных контрактов, в рамках которых город гарантирует закупку данных товаров в течение нескольких лет. В Ульяновской области из средств областного бюджета предприятиям субсидируется до 50% стоимости перевозки импортируемых товаров. Новосибирское предприятие запатентовало состав и способ изготовления нового катализатора (сейчас действует запрет на их поставки из недружественных стран), который необходим для производства формальдегида.

Ожидания-2023

Эксперты ЦБ прогнозируют, что в 2023 г. процессы импортозамещения и увеличения производства инвестиционных товаров продолжатся, несмотря на сложности с поставками оборудования. Так, производитель сельскохозяйственной техники в Ростовской области планирует в этом году инвестировать в развитие производства и нарастить выпуск, используя при этом больше электронных систем, производимых в России. Автопроизводители как на Северо-Западе, так и в Волго-Вятке активно переконфигурируют свои производственные линии под скорректированный модельный ряд и сборку продукции из комплектующих новых зарубежных партнеров.

В то же время сохраняющиеся проблемы с импортом оборудования и в некоторых случаях отсутствие сопоставимых по характеристикам аналогов продукции останутся ограничивающим фактором для реализации инвестпроектов в ряде отраслей. Есть проекты, которые в условиях проблем с импортом стали неактуальными, в результате были сокращены инвестиции. По другим проектам реализация сдвинута во времени, так как требуется время для уточнения их технической реализации, а также параметров финансовой модели с учетом удорожания тех или иных позиций оборудования. Остаются сложности в импортозамещении высокотехнологичных микроэлектронных компонентов и оборудования, и быстро заместить здесь импорт отечественной продукцией будет трудно, заключают эксперты Банка России.

 

Причины проблем с импортными поставками в 2022 г., % от тех, кто испытал проблемы (множественный выбор)

Причины

Значение

Отказ от поставок, в том числе уход поставщиков из России

75

Проблемы с транспортировкой

43

Проблемы с платежами

31

Другое

8

 

Отмечались ли проблемы с аналогами оборудования и запчастей из недружественных стран (множественный выбор)? В % от предприятий, использовавших такие аналоги

Ответы

Значение

Проблем не было

50

Выросла себестоимость продукции

30

Участились поломки оборудования

12

Ухудшилось качество продукции

12

Снизилась производительность

8

Аналоги оказались лучше

2

Источник: Банк России