Шаг в будущее: как внедрение цифрового рубля изменит законодательство

| статьи | печать

Госдума 16 марта приняла в первом чтении законопроект, которым в связи с внедрением цифрового рубля предлагается внести изменения в законы о банкротстве, банковской деятельности, валютном регулировании и др. (далее — законопроект). «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов рассказать о сути предлагаемых изменений и оценить перспективы цифрового рубля.

Комментарий эксперта

Финансовые механизмы, сходные с цифровым рублем, уже давно используются в государствах Европы, Америки, Турции, КНР. Собственно, опыт именно этих стран был использован для подготовки законопроекта и внедрения цифрового рубля в РФ.

В России данная инициатива ЦБ РФ обсуждалась давно и первое тестовое использование цифрового рубля ожидалось еще в 2022 г., однако обсуждение законопроекта несколько затянулось.

Предполагается, что данный вид платежей будет одним из самых экономически выгодных и быстрых. Одним из самых востребованных функционалов будет возможность заключать безопасные сделки, когда оплата будет происходить автоматически при выполнении заранее прописанных условий договора. В данном случае платформа цифрового рубля может стать альтернативой банковского аккредитива или счетов эскроу, когда денежные средства «замораживаются» на специальном счете до наступления определенных договором условий, например при расчетах по сделкам купли-продажи недвижимости.

Также, в соответствии с предлагаемыми поправками, на цифровые счета можно будет налагать аресты и обращать взыскания в рамках тех средств, которые находятся на таком счете. Тем не менее должник будет иметь право обратиться в службу судебных приставов с заявлением, чтобы с его цифрового счета не списывались денежные средства в размере установленного законодательством прожиточного минимума.

Взыскание с цифровых счетов будет происходить в том случае, если денежных средств, находящихся на обычных банковских счетах, будет недостаточно или такие счета будут отсутствовать. Таким образом, использовать цифровые рубли для того, чтобы сокрыть свои доходы, у должников возможности не будет.

Комментарий эксперта

Цифровой рубль — это цифровая форма российской национальной валюты, которую готовит Центробанк РФ, и в этом ее главное отличие от криптовалюты, которая может производиться любым лицом путем майнинга и ничем не обеспечивается. Можно предположить, что цифровой рубль будет отличаться от безналичных денег тем, что он будет храниться и передаваться в цифровой форме с использованием новейших технологий блокчейн. Это позволит сократить время на проведение операций и уменьшить затраты на их проведение.

Преимущества цифрового рубля:

1. Быстрота и удобство: переводы с цифрового кошелька на кошелек другого пользователя могут происходить мгновенно, без необходимости использовать банковские системы.

2. Цифровые платежи могут иметь низкие комиссии, что делает их более доступными для всех пользователей.

3. Безопасность: блокчейн-технология обеспечивает высокую степень защиты от мошенничества и взломов.

4. Улучшение контроля над деньгами: пользователи получат большую свободу и контроль над своими средствами, так как они будут храниться в цифровых кошельках, а не в банках.

При применении цифрового рубля можно усмотреть некоторые риски. Технические — цифровой рубль может столкнуться с техническими проблемами, такими как взломы или отказы в работе системы. Потеря конфиденциальности — использование цифрового рубля может привести к потере конфиденциальности пользователей, так как все транзакции будут записываться в блокчейне. Риски устойчивости — в случае возникновения проблем с цифровым рублем он может оказать негативное влияние и на обычный рубль. А если его «отвяжут» от курса «один к одному», что в будущем, на наш взгляд, вполне возможно, это может привести к тому, что он окажется менее устойчивым.

Комментарий эксперта

Законопроект направлен на введение в правовое поле новой формы денег — цифрового рубля. По словам законодателей, предложенные изменения повысят доступность, скорость, удобство и безопасность расчетов и расширят применение цифровых технологий гражданами, бизнесом и государством.

Законопроект предполагает внесение изменений в ряд законодательных актов. Гражданско-правовые вопросы оборота цифрового рубля выведены в параллельный законопроект (№ 270852-8), поскольку в ГК РФ изменения должны вноситься отдельным законом.

Роль оператора платформы цифрового рубля отведена Банку России, среди его основных функций — обеспечение функционирования платформы, разработка правил платформы, открытие цифровых счетов (кошельков) участникам и пользователям платформы, учет информации об операциях по таким счетам. На Банк России возлагается полная ответственность за сохранность и правильность учета цифровых рублей, такая гарантия со стороны государства является важной чертой законного средства платежа.

Пользователями платформы (владельцами цифровых рублей) могут быть любые субъекты — физические лица, юридические лица, государственные и муниципальные органы. Содействовать пользователям в получении доступа к платформе будут так называемые участники платформы — операторы по переводу денежных средств (банки и иные кредитные организации), иностранные банки, у которых также будут свои цифровые счета.

Тем самым кредитным организациям отведена посредническая роль в рамках отношений между пользователями платформы и Банком России. При этом важно отметить, что такое посредничество не планируется делать безвозмездным: законопроект предусматривает, что Банк России будет определять размеры вознаграждения, выплачиваемого им участникам платформы. Можно предположить, что такое положение призвано в какой-то степени компенсировать коммерческим банкам потери от замены частью клиентов классических безналичных расчетов расчетами с использованием цифрового рубля.

Переводы цифровых рублей будут осуществляться исключительно в рамках платформы. Для перевода пользователю необходимо будет подать распоряжение участнику платформы. Далее участник платформы должен будет удостовериться в праве пользователя осуществить соответствующий перевод, после чего передать распоряжение оператору платформы (Банку России). Законопроект допускает взимание участниками платформы платы с пользователей за совершение операций, однако с соблюдением максимальных пределов такой платы, которые будут определены Банком России.

Интересно, что краеугольным камнем при принятии законопроекта стали не нововведения, связанные с самой сущностью цифрового рубля или порядком организации платформы, а персональные данные. Законопроект предусматривал право оператора и участников платформы обрабатывать персональные данные для выполнения возложенных на них функций без согласия субъектов (пользователей платформы) и без уведомления Роскомнадзора о такой обработке. При принятии законопроекта в первом чтении было указано на риски нарушения прав субъектов персональных данных, данный вопрос подлежит дополнительной проработке ко второму чтению.

Комментарий эксперта

По сути, законопроект является рамочным, устанавливает общие правила регулирования нового института и наделяет Банк России полномочиями по созданию инфраструктуры и управлению ею для функционирования новой формы национальной валюты — цифрового рубля. Регулятор, в частности, получит право создания и/или управления организациями, ответственными за функционирование платформы.

Кроме того, Банк России в дальнейшем будет создавать подробную нормативно-правовую базу в рамках своей компетенции, а также нести ответственность за функционирование системы.

Законопроект предусматривает проведение эксперимента (пилота) использования цифрового рубля в переводах между гражданами и расчетах между гражданами и юридическими лицами, по итогам которого будут оценены направления дальнейшего совершенствования и развития применения цифрового руб­ля.

Фактически цифровой рубль — это третья форма национальной валюты РФ наряду с наличными и безналичными деньгами. Он будет выпускаться в виде цифрового кода и храниться на электронных кошельках пользователей в Банке России. Цифровой рубль не стоит путать с иными, на первый взгляд похожими институтами, такими как цифровые валюты. Так, в ходе обсуждения института периодически возникает недопонимание, и зачастую цифровой рубль приравнивается то к криптовалюте, то к иным финансовым активам, что в корне неверно. Базовый принцип, лежащий в основе цифрового рубля, — эмиссионный, а не суррогатный. Напротив, понятие цифровой валюты основано на децентрализации и отсутствии единого центра эмиссии или контроля.

Комментарий эксперта

Статья 1 законопроекта предусматривает внесение изменений в законодательство о банках и банковской деятельности. Интересными являются конструкции, позволяющие говорить о том, что цифровые рубли — одна из форм денежных средств (ДС), при этом не самостоятельная (как наличные или безналичные), а лишь подвид безналичных ДС. Фактически отношения с цифровым рублем регулируются таким же образом, как и безналичные ДС с учетом положений законопроекта. При этом предполагается ограничение отдельных банковских операций в отношении цифровой валюты, в частности привлечения денежных средств в цифровой валюте.

Роль ЦБ РФ как оператора платформы цифрового рубля наделяет его полномочиями по определению тарифов оператора и участников платформы цифрового рубля, по определению порядка совершения операций с цифровым рублем и т.д. Важным среди этих полномочий является то, что в будущем нас будут ждать определенные ограничения в возможности совершения сделок с использованием цифрового рубля, если ЦБ РФ определит, что такие операции будут опасными для финансовой стабильности государства. При этом важно, что установление предельных тарифов услуг участников платформы цифрового рубля обеспечит большую выгоду совершения подобных операций по сравнению с обычными безналичными переводами.

Также законопроект предусматривает распространение норм Закона о банкротстве на цифровые рубли как одну из форм денежных средств и наделяет арбитражного управляющего полномочиями по взаимодействию с участниками платформы цифрового рубля с целью выявления, ареста и включения в конкурсную массу цифровых рублей должника путем их конвертации в безналичные рубли.

Предлагаются и изменения в законодательство о национальной платежной системе, в частности, закрепление статусов платформы цифрового рубля, оператора и участников платформы и специальное регулирование возможных операций с использованием цифрового рубля и порядка их совершения: перевод цифровых рублей, перечисление на банковский счет (то есть конвертация в безналичные рубли) или направление на увеличение остатка электронных денежных средств.

Интересной является роль кредитных организаций — участников платформы, которая фактически является аналогом брокеров на рынке ценных бумаг: участник платформы лишь обеспечивает взаимодействие между ЦБ РФ как оператором платформы и пользователем как собственником средств на этой платформе. При этом важно, что пользователь вправе получить доступ к своему цифровому счету только через того участника, который осуществляет ведение банковского счета пользователя. При этом из текста законопроекта не ясно, будет ли этот цифровой счет общим для пользователя независимо от количества его банковских счетов и банков, в которых они открыты, или же через каждого участника пользователю открывается самостоятельный счет. Ответ на этот вопрос очень важен в связи с тем, что доступ пользователя к цифровому счету будет приостановлен в случае закрытия банковских счетов пользователя. При этом, как справедливо отмечается в заключении Правового управления Госдумы, подобная приостановка является нарушением права собственности и не должна быть включена в итоговый текст закона в таком виде.

Не менее интересна ст. 10 законопроекта, которая вносит уточнения в законодательство о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, а именно, что цифровой рубль не является цифровой валютой. С одной стороны, это логично, так как у цифрового рубля, в отличие от цифровой валюты, есть эмитент, но при этом при описании иностранных цифровых валют используется термин «национальная цифровая валюта», то есть фактически происходит подмена понятий, исправление которой может быть возможно только через переработку термина «цифровая валюта» с включением в него и национальной цифровой валюты, в том числе рубля, и цифровой валюте без эмитента, а также дифференциация регулирования в отношение двух типов цифровой валюты.

Комментарий эксперта

В законопроекте, прежде всего, стоит обратить внимание на изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации <…>».

К иностранной валюте будет относиться цифровая национальная валюта, которая выпущена иностранными центральными (национальными) банками.

Предусматривается, что в отношении переводов цифровых рублей нерезидентами будут действовать те же правила, которые сейчас применяются в отношении переводов иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Соответственно, они вправе будут осуществлять между собой переводы цифровых рублей без ограничений со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

Цифровые счета (цифровые кошельки) могут быть открыты оператором платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством РФ. При этом доступ нерезидентов к цифровым счетам будет осуществляться только через участников платформы цифрового рубля, являющихся уполномоченными банками. То есть нерезидент в обязательном порядке должен будет осуществлять свое взаимодействие с цифровым рублем только через участника платформы цифрового рубля.

Порядок распоряжения цифровыми рублями для нерезидентов будет определяться в соответствии с правилами платформы цифрового рубля. Очевидно, что разработка этих правил потребует какого-то времени после внесения соответствующих изменений в Закон 173-ФЗ. Именно эти правила и будут тем основным документом, регулирующим порядок взаимодействия нерезидентов с платформой, и именно эти в этих правилах будет содержаться информация о том, каким образом нерезидент будет осуществлять распоряжение цифровым рублем.

В сфере таможенного дела важно отметить, что за счет цифрового рубля может быть осуществлено взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее – платежи). При этом взыскание может быть обращено как на цифровые рубли, учитываемые на цифровом счете самого плательщика таких платежей, так и лица, несущего солидарную обязанность по уплате. Прежде всего, это будет касаться таможенных представителей.

В связи с введением в оборот цифрового рубля очередность взыскания платежей будет выглядеть следующим образом: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате платежей по истечении установленного срока и при условии недостаточности или отсутствия авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенный орган в первую очередь обращает взыскание на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках и его электронные денежные средства и только в случае их недостаточности или отсутствия обращение взыскания будет осуществлено на денежные средства на цифровом счете.

Законодателем сформулированы особенности взыскания платежей за счет денежных средств, находящихся на цифровом счете (кошельке), а также особенности приостановления операций по цифровому счету (кошельку) и особенности взыскания денежных средств, которые учитываются на цифровом счете (кошельке).

Решение о бесспорном взыскании, равно как и решение о приостановлении (отмене) операций по цифровому счету (кошельку) оформляется исключительно в виде электронного документа в отличие от решений по классическим денежным средствам, которые могут быть оформлены на бумажном носителе.

Для исполнения решения таможенного органа о бесспорном взыскании установлен максимально короткий срок – оно должно быть исполнено оператором платформы цифрового рубля в безусловном порядке не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения от таможенного органа.

Комментарий эксперта

Тема цифровых валют центральных банков (CBDC) продолжает оставаться крайне актуальной и не только оживленно обсуждается, в том числе, на мировых площадках, но и активно переходит в пилотную фазу. По состоянию на 1 марта 2023 г. более 60 стран находятся на продвинутой стадии развития своих CBDC, и порядка 15 стран находятся в стадии пилотирования. Некоторые из них осуществляют совместное пилотирование CBDC.

Среди преимуществ CBDC, среди прочего выделяют сохранность и безопасность, сокращение издержек, упрощение трансграничных платежей, расширение линейки инновационных продуктов и сервисов.

Поддерживая тенденцию, в рамках дальнейшего развития национальной платежной системы 29.12.2022 в Государственную Думу РФ было внесено два законопроекта, направленных на внедрение цифрового рубля в оборот:

(1) законопроект № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» и

(2) законопроект № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ».

Оба законопроекта были приняты Государственной Думой РФ в первом чтении 16 марта 2023 года. Предполагается, что соответствующие законы (если пройдут все стадии законодательного процесса) будут приняты в апреле текущего года и вступят в силу в мае, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу 1 января 2024 г. и 1 января 2026 г.

Согласно информации Банка России, тестирование цифрового рубля начнется сразу, как будет принята законодательная и нормативная база1. В пилотном тестировании будет принимать участие ограниченное количество клиентов 13-ти банков. С начала будут протестированы такие базовые операции, как открытие и закрытие цифрового кошелька на платформе Банка России, его пополнение, переводы между гражданами, оплата покупок и услуг по QR-коду и возврат средств. Затем список этих операций будет расширен.

Концептуально законопроекты вводят цифровой рубль как специальный вид безналичных денежных средств. Такой подход несколько контрастирует с содержащимся в Концепции цифрового рубля2 утверждением, что цифровой рубль является третьей формой национальной валюты, дополняющей наличные и безналичные рубли.

При этом, однако, с гражданско-правовой стороны выбранная правовая конструкция позволяет применить к цифровому рублю ряд уже существующих норм, касающихся безналичных денежных средств, и не плодить сущности без необходимости.

Так, цифровой рубль, как и безналичные денежные средства, является имущественным правом, возникающим на основании договора цифрового счета между оператором платформы цифрового рубля и участниками и пользователями платформы цифрового рубля – владельцами цифрового счета (кошелька).

В качестве оператора платформы цифрового рубля выступает Банк России, в качестве участников платформы цифрового рубля – операторы по переводу денежных средств (в частности, кредитные организации), в качестве пользователей платформы цифрового рубля – соответствующие правилам платформы цифрового рубля физические и юридические лица, а также, в определенных законом случаях, государственные органы или органы местного самоуправления.

При этом, в отличие от безналичных денежных средств, которые могут быть переведены в наличную форму (в результате чего удостоверенное ими обязательство по договору банковского счета прекращается), цифровой рубль существует только в нематериальном виде.

В соответствии с законопроектами не допускается выдача цифрового рубля путем передачи получателю наличных денежных средств. Однако пользователь платформы цифрового рубля может «обналичить» свой кошелек косвенно – путем перечисления цифровых рублей, учитываемых на цифровом счете, на его банковский счет, откуда он впоследствии уже может снять наличные. Цифровой рубль также отличается от безналичных денежных средств тем, что он не может быть предметом залога.

Цифровой рубль отличается и от иного схожего с ним явления – цифровой валюты. Цифровая валюта в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте <…>» является совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), в отношении которого отсутствует обязанное лицо. В то же время цифровой рубль удостоверяет обязательство, обязанным лицом по которому выступает Банк России. Поэтому законопроектами прямо предусмотрено, что цифровой рубль не является цифровой валютой.

С институциональной точки зрения обращение цифрового рубля будет осуществляться в специальной информационной системе – платформе цифрового рубля, оператором которой является Банк России.

Информационная система в соответствии с Концепцией цифрового рубля построена по двухуровневой розничной модели. Она предполагает, что обязанным лицом перед владельцами цифровых рублей выступает Банк России.

Участники платформы цифрового рубля регистрируются на платформе цифрового рубля, и Банк России открывает им цифровые счета (кошельки). Пользователи платформы цифрового рубля взаимодействуют с платформой через участников платформы цифрового рубля. В частности, для открытия цифрового счета пользователь платформы цифрового рубля должен обратиться к участнику платформы цифрового рубля с заявлением об открытии соответствующего кошелька.

Далее участник платформы цифрового рубля на основании этого заявления обращается к Банку России, который открывает пользователю кошелек на платформе. Дальнейший доступ пользователя к своему кошельку, а также распоряжение им цифровыми рублями также осуществляется через участника платформы цифрового рубля.

По мнению Банка России, такая модель предусматривает максимальную доступность цифрового рубля для граждан и бизнеса и позволяет в полной мере использовать преимущества сложившейся двухуровневой финансовой системы и задействовать уже привычную для клиентов инфраструктуру финансовых организаций.


1 https://www.interfax.ru/business/892409

2 https://www.cbr.ru/content/document/file/120075/concept_08042021.pdf