По оценкам ученых Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, это может принести в бюджет дополнительно около 640 млрд руб. в 2023 г., но чревато и некоторыми рисками.
В мониторинге экономической ситуации эксперты ИПЭИ Андрей Каукин и Евгения Миллер отмечают, что согласование потолка цен на нефть между странами ЕС в октябре 2022 г. привело к еще большему росту скидки цен на нефть марки Urals к марке Brent. До февраля 2022 г. она в среднем составляла 1,5—2,0 долл./барр., а к концу 2022 г. — 35 долл.
Ученые напоминают, что, согласно действующей редакции Налогового кодекса России, для расчетов налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД), акциза на нефтяное сырье, демпфера используется средний за налоговый период уровень цен нефти сорта Urals на мировых рынках нефтяного сырья. С 2013 г. это котировки агентства Argus, которое рассматривает поставки до портов Аугусты (Италия) и Роттердама (Нидерланды). Котировки включали издержки на транспортировку (фрахт, страхование, финансирование, то есть базис CIF — Cost, Insurance, and Freight), которые закладывались в цену нефти для исчисления налогов.
После 5 декабря 2022 г. Argus поменяло методику: сохранило котировку CIF, но сделало ее расчетной на основании стоимости Urals на базисах поставки FOB (Free on Board) через порты Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Авторы анализа констатируют, что этот показатель сейчас сильно искажен в связи с выстраиванием новых логистических цепочек и резким удлинением транспортного плеча для нефти Urals, поставляемой из портов на западе России до новых рынков сбыта в азиатском регионе. Использование таких котировок приводило к выпадению значительной части доходов бюджета: по оценкам Минфина, за январь 2023 г. потери составили 160 млрд руб., поэтому 23 февраля 2023 г. были приняты поправки к Налоговому кодексу, которые с 1 апреля 2023 г. ограничат дисконт на российскую нефть марки Urals по отношению к North Sea Dated для расчета нефтяных налогов.
По оценкам Минфина, применение нового порядка расчета цены на нефть для целей налогообложения принесет бюджету около 600 млрд руб. в 2023 г. (за счет дополнительных поступлений по НДПИ, НДД). Фиксация скидки Urals к Brent скажется и на поступлениях в бюджет от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые в рамках завершающегося налогового маневра продолжают действовать до конца 2023 г. (имеют в формуле расчета среднюю цену на нефть марки Urals).
«По нашим оценкам, фиксация скидки Urals к Brent при расчете экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты принесет дополнительно в государственный бюджет около 40 млрд руб. Кроме того, в расчетах не учитывается возможный рост цен на розничном рынке в связи с перечисленными изменениями. По нашим расчетам, он составит в апреле 2023 г., сразу после вступления поправок в силу, 5% к январю 2023 г., а в июле 2023 г. — 8%, когда скидка составит 25 долл./барр. и перестанет сокращаться», — пишут эксперты ИПЭИ.
При этом они предупреждают, что поправки, заложенные в закон, связаны с рисками, которые могут сказаться и на фактических налоговых сборах:
-
во-первых, ценовая скидка на нефть марки Urals к Brent — величина фиксированная, что может привести к перекосам при резком изменении стоимости нефти; это, в свою очередь, послужит стимулом перехода к «ручной» донастройке параметров нового механизма, то есть изменению условий ведения бизнеса в нефтяной отрасли, что ранее уже имело место;
-
во-вторых, изменения, увеличивающие налоговую нагрузку, могут привести к сокращению объемов добычи и, в свою очередь, — к выпадающим доходам регионов, на территории которых ведут деятельность нефтяные компании (через снижение выплат по налогу на прибыль);
-
в-третьих, рост налогов приведет к увеличению издержек нефтяных компаний, что может сказаться на розничных ценах на моторное топливо и возможной корректировке демпфирующего механизма, считают ученые ИПЭИ РАНХиГС.