Глобальная экономическая активность в феврале, по оценкам ВШЭ, вышла в «зеленую» зону благодаря быстрому восстановлению роста в Китае, который тянет вверх Азию и всю мировую экономику. По расчетам ОЭСР, динамика глобальной экономики в 2023 г. будет слабее, чем в прошлом году, но останется далека от рецессии. Страны Евразийского союза, по мнению ЕАБР, успешно преодолевают трудности нынешнего года, несмотря на западные санкции.
Впервые с августа 2022 г. глобальная экономическая активность демонстрирует рост, отмечается в «Барометре мировой экономики» ВШЭ. Композитный индекс глобальной деловой активности PMI (J.P. Morgan Global Composite PMI) составил 52,1 балла в феврале против 49,8 в январе.
Основным драйвером стал продолжающийся второй месяц рост в секторе услуг. При этом впервые с сентября прошлого года в мире наблюдается увеличение выпуска в промышленности.
«Среди причин глобального перехода к росту экономической активности стоит выделить продолжающееся ускорение динамики экономики КНР, — подчеркивает аналитик Центра комплексных европейских и международных исследований Александр Зайцев. — Индикатор PMI Composite в Китае составил 54,2 балла — максимум за последние восемь месяцев. В секторе услуг рост был отмечен в сфере туризма, гостиничного бизнеса и развлечений. Сегмент обрабатывающей промышленности вернулся к росту впервые за полгода».
Прогнозы динамики ВВП Поднебесной были пересмотрены МВФ в январе до 5,2% в 2023 г. (против 4,4% в октябре). Morgan Stanley ожидает еще больший прирост — около 5,7%.
Восстановление экономической активности в КНР имеет мультипликативный эффект не только для азиатского региона (рекордные уровни индикаторов PMI демонстрируют Индия, Таиланд и Филиппины), но и для ЕС и США, которые поддерживают тесные связи с Китаем.
Мировая торговля тоже показывает признаки восстановления. Глобальный индекс сбоев цепочек поставок (GSCPI) значительно снизился, достигнув минимума с августа 2019 г. Вместе с тем сократились транспортные издержки: значение Индекса контейнерных перевозок (World Container Index) приближается к доковидным показателям.
Тем не менее альтернативные показатели сроков доставки грузов из Азии, несмотря на снижение, по-прежнему несколько превышают докризисные уровни, что говорит о сохранении отдельных проблем в логистике.
В целом позитивный тренд восстановления экономической активности может, в свою очередь, усиливать отступившее в последние месяцы инфляционное давление в мире. Это будет создавать дополнительные трудности развитым странам в борьбе с инфляцией на фоне уже обострившихся рисков в банковском секторе США (банкротства SVB, Silvergate и Signature Bank), на долговых рынках и в банках Европы (вспомним Credit Suisse).
Настроенным ранее на активное ужесточение монетарной политики центральным банкам развитых государств, по мнению ученых «Вышки», придется несколько смягчить риторику в условиях рисков финансовой стабильности.
ОЭСР: перспективы остаются неустойчивыми
Рост цен на энергоносители и продукты питания отошел от максимальных значений, а общее инфляционное давление ослабло, подчеркивают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в мартовском промежуточном прогнозе.
Однако перспективы мировой экономики, хотя и улучшились, остаются неустойчивыми. Сохраняется нестабильность в глобальных цепочках поставок, растет обеспокоенность, связанная с чередой банкротств в США и Европе.
На этом фоне темпы глобального экономического роста, согласно прогнозу ОЭСР, останутся ниже среднего тренда. После показателя 3,2% в прошлом году в 2023 г. прирост составит 2,6%, а в 2024 г. слегка прибавит — до 2,9%.
В группе развивающихся стран ОЭСР существенно улучшила прогноз по Китаю: прирост в Поднебесной ускорится до 5,3% в текущем году, а в следующем — лишь немного замедлится (до 4,9%).
Индия и Индонезия сохранят высокую экономическую динамику. Страна Рабиндраната Тагора отличится ростом экономики на 5% в 2023 г. и на 7,7% — в 2024-м. «Страна тысячи островов» покажет повышательные темпы в размере 4,7 и 5,1% соответственно.
В Саудовской Аравии в нынешнем году прирост, наоборот, замедлится с 8,7 до 2,6% (прогноз снижен в условиях неопределенности цен на нефть). В 2024 г. в стране ожидается рост на 3,7%.
Европейская экономика в следующем году выдаст прибавку в 1,5%, хотя многие крупные страны ЕС пострадают от снижения темпов роста по сравнению с 2022 г. Германия сумеет избежать рецессии со скромным показателем всего в +0,3%. Во Франции и Италии в текущем году увеличение составит 0,6 и 0,7%, а в 2024 г. ускорится до 1,3 и 1%. В Англии ожидается снижение ВВП в этом году на 0,2% с переходом к росту на 0,9% в 2024-м.
Экономика Соединенных Штатов, по прогнозу ОЭСР, увеличится на 1,5% в 2023 г., а в следующем году не превысит процента (+0,9%).
Для России эксперты Организации нарисовали довольно пессимистичную картину — сокращение экономики на 2,5% в текущем году и на 0,5% — в следующем. Стоит заметить, что аналитики МВФ немногим ранее спрогнозировали для нашей страны рост в нынешнем году на 0,3%, а Минэкономразвития России — уменьшение на 0,8%.
Евразийский союз подтягивает отстающих
Февраль текущего года, по словам главного экономиста Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгения Винокурова, ознаменовался признаками уменьшения рисков рецессии в мировой экономике.
В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) преобладают позитивные тенденции. Так, экономика Казахстана демонстрирует сильные показатели. ВВП республики увеличился на 5,6% год к году в январе 2023 г. В ближайшие месяцы рост экономики тут может несколько замедлиться, однако останется высоким.
В Армении и Кыргызской Республике продолжают проявляться эффекты миграционного притока. Экономическая активность в Армении в январе расширилась на 10,5% год к году, а ВВП Кыргызстана вырос на 4,8%. Положительные эффекты миграции, скорее всего, будут сокращаться в течение года, и рост экономик здесь замедлится.
Российский ВВП показал, по данным ЕАБР, небольшой рост в январе к предыдущему месяцу с устранением сезонности. Экономику страны подпитывают масштабные бюджетные расходы, способствующие росту строительства, выпуска в ряде отраслей промышленности, а также восстановлению потребительских расходов.
В Беларуси ВВП уже в ближайшие месяцы может, по мнению аналитиков ЕАБР, прекратить снижение и перейти на положительные темпы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Страны ЕАЭС успешно справляются с инфляцией.
В Казахстане темпы роста потребительских цен приблизились к пику, и ЕАБР ожидает их разворота в марте — апреле. В Кыргызской Республике ускорение инфляции преимущественно связано с повышением тарифов, что является временным фактором.