Рост затрат и снижение доходности ставят перед предприятиями пищевой промышленности задачу по оптимизации работы. По мнению экспертов, эффективно решить эту задачу невозможно без цифровизации и автоматизации производственных и бизнес-процессов. В свою очередь, реализация проектов по внедрению цифровых технологий по всей производственной цепочке дает ощутимый экономический эффект уже в краткосрочной перспективе.
О современных трендах в автоматизации пищепрома «ЭЖ» поговорила с экспертами. Александр Эдер, директор по развитию бизнеса в АПК «К2Тех», отметил, что в текущей ситуации при реализации ИТ-проектов заказчики АПК принимают решения более обстоятельно, опираясь на опыт и экспертизу, а также на отраслевые требования к функционалу.
Несмотря на то что рынок все еще не имеет возможности строить прогнозы на долгосрочную перспективу, заказчики стремятся разрабатывать стратегии по организации ИТ-инфраструктуры на горизонте до пяти лет. «Это возможно благодаря выстраиванию устойчивого ИТ-фундамента на базе отечественных цифровых решений для дальнейшего развития и эффективной работы бизнеса. Внедряются системы управления предприятием (ERP), активами (EAM), производством (MES), складом (WМS), цепями поставок (SCM), агроаналитические системы (FMS) для сельского хозяйства с применением IoT-устройств», — рассказал А. Эдер.
Потребность компаний в таких изменениях эксперт объяснил наличием прямой зависимости между степенью проработанности базовых производственных и бизнес-процессов предприятий и скоростью увеличения их конкурентоспособности в будущем. Вместе с тем на предприятиях пищевой промышленности также продолжается автоматизация бизнес-процессов по регистрации, сбору, передаче, хранению, формированию отчетных документов и других рутинных процессов в системе электронного документооборота. Технику на предприятиях АПК постепенно оснащают датчиками контроля, учета и системой беспилотного управления.
Максим Каранкевич, директор по данным и цифровой трансформации крупнейшего в РФ производителя рыбной продукции «Балтийский берег», в разговоре с «ЭЖ» подчеркнул, что с точки зрения информационных технологий пищевая промышленность — это огромное поле деятельности. В связи с кратным ростом стоимости производственного персонала в прошлом году, вхождением в демографическую яму, повышением требований к интеграции с государственными информационными системами, требованиями к интеграции с ИС крупных покупателей и поставщиков потребности в информационном обеспечении бизнеса возрастают экспоненциально.
М. Каранкевич выделил пять основных направлений в цифровизации предприятий пищепрома, которые наблюдаются в настоящее время.
1. Цифровая трансформация цепочки создания стоимости
Участники рынка продолжают наблюдать тенденцию на сквозную интеграцию информационных процессов — от интеграции с ИС поставщиков (интеграция по остаткам и заказа) до интеграции с прогнозными системами покупателей (особенно сетей) по заказам/прогнозам продаж.
Для реализации этой стратегии компании строят интеграционные схемы с поставщиками и покупателями, а также внутри предприятия для обеспечения перетекания информации между отделами. «В перспективе, при условии оснащения производственных линий роботехническим комплексами, будет возможно управление выпуском непосредственно из системы планирования с обратной связью и перестройкой процесса выпуска „на лету“», — предположил представитель компании «Балтийский берег».
2. Автоматизация контроля качества
С уходом с российского рынка многих производителей систем видеоаналитики и машинного зрения стартапам в этом направлении стало гораздо легче находить покупателя. В результате стоимость решений на базе технологий машинного зрения существенно упала, что привело к началу массового применения.
«Грубо говоря, там, где раньше стоял сотрудник отдела качества или не стоял, но требовался, можно и нужно устанавливать видеокамеры, подключенные к системе машинного зрения, которые автоматически, без обеда и выходных способны распознавать брак и нарушение технологического процесса», — пояснил М. Каранкевич. Он привел такие примеры: камера без труда определяет ошибки нанесения срока годности, габариты этикетки, форму «розочки», цвет крема и прочие важные для контроля качества параметры, которые мог бы распознать человек, если бы он стоял на этом участке. Только человек устает, а камера нет.
3. Роботизация
Год к году роботы-манипуляторы дешевеют. На рынке появляется все больше промышленных роботизированных комплексов, предназначенных специально для пищевой промышленности. Таких роботов можно мыть, как и другое оборудование для производства пищевых продуктов, и вытекание технологических жидкостей, если оно все же случится, не приведет к отравлению покупателя, поскольку используются специальные безопасные смазки. При этом роботы не болеют, не переносят патогены и крайне исполнительны. Использование полностью роботизированных линий может принципиально повысить уровень пищевой безопасности на производстве.
4. Автоматизация закупочной деятельности
В связи с ростом объемов производства и требований к повышению утилизации оборудования предприятия особенно стали обращать внимание на обеспечение бесперебойности работы производства и, как следствие, бесперебойности поставок. Ключевым фактором для повышения качества поставок и поддержания достаточных запасов служит уменьшение влияния человеческого фактора. «Я вижу множество проектов, связанных с цифровой трансформацией процессов закупочной деятельности. Разрабатываются и внедряются экспертные системы и системы на основе нейронных сетей, которые предназначены для размещения заказов на поставку без участия человека только на основе данных прогнозной аналитики контура планирования производства», — поделился М. Каранкевич.
5. Расширение e-commers и интеграционных процессов
Электронная торговля продолжает переформатировать работу производителей пищевой продукции. Уменьшаются кванты поставки, скорость выполнения заказов, повышаются требования к остаточному сроку годности. Это вынуждает производителей переходить во взаимодействии с маркетплейсами на безлюдное взаимодействие и управление заказами по FBS или даже DBS, когда доставка скоропортящегося дорогого товара осуществляется непосредственно производителем для обеспечения максимального срока годности продукта.
Цифровизация производственных процессов стала неотъемлемым драйвером развития пищевой промышленности. Но пока уровень цифровой зрелости в отрасли находится на начальном этапе — показатель цифровизации отечественных агропромышленных предприятий составляет 1% от общих вложений, что в четыре раза ниже, чем на Западе. Тем не менее эксперты считают, что уже в ближайшие пять лет ситуация может стремительно измениться и будущее за теми производителями, которые смогут встроить современные технологии в свои бизнес-процессы.