В условия ужесточения санкционного давления и ограничения доступа российским компаниям к международным банковским расчетам, высокотехнологичному оборудованию и технологиям государство находится в постоянном поиске механизмов, поддерживающих национальную экономику и позволяющих осуществлять закупку на внешних рынках необходимых товаров, работ, услуг и РИДов, что связано с постоянными изменениями законодательства в данной сфере.
В этом направлении в течение 2022 г. двигались изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (в том числе касательно репатриации валютной выручки), законодательства о специальных экономических мерах (многочисленные указы президента). Этого же касаются и предлагаемые изменения относительно контроля за внешнеторговыми бартерными сделками.
В отличие от обычных внешнеэкономических сделок, где в обмен на товары, работы, услуги и/или РИДы предоставляются денежные средства, внешнеэкономические бартерные сделки подразумевают обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а в случае несовпадения стоимости обмениваемых объектов — оплату разницы в цене.
Несмотря на то что еще в 2011 г. в ст. 45 (ч. 2, 5) Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» были внесены изменения, позволяющие резидентам не ввозить приобретенный за рубежом товар в Россию, осуществив в течение года с момента фактического получения его продажу и зачисление валюты на счета в уполномоченных банках, соответствующие правки в Правила внесены не были.
Предлагаемые изменения позволяют устранить данное несоответствие.
Так, согласно предлагаемому проекту, устанавливается порядок предоставления отчетных документов и учета исполнения по внешнеторговым бартерным сделкам, которые не подразумевают ввоза товара в Россию, вместо этого товар будет реализован за пределами России, в то время как в Россию должна быть репатриирована валютная выручка.
На практике данные изменения благоприятны для резидентов, которые зачастую сталкиваются с проблемами в случае противоречия нормативных правовых актов, что может привести к административной ответственности по ст. 14.50 КоАП РФ с наложением штрафа вплоть до полной стоимости товара.
Предлагаемые изменения не следует приписывать к механизмам обхода иностранных санкций, так как стороной сделки по-прежнему остается российское лицо. В то же время они позволяют решать ряд логистических проблем, а также добавляют гибкости в структурирование внешнеэкономических поставок.
Отдельно следует отметить предлагаемые изменения в абз. 2 п. 6 Правил, которыми устанавливаются сроки сообщения об изменениях в документах по внешнеторговой бартерной сделке и предоставления подтверждающих документов. Если ранее такого срока не было прямо установлено и существовала неопределенность относительно того, какой срок следует применять, теперь предлагается прямо закрепить в Правилах, что подтверждающие изменения документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней с момента их оформления.