Опережающие индикаторы в марте свидетельствуют об увеличении деловой активности в большинстве стран с крупными экономиками. В еврозоне Композитный индекс PMI продолжил движение вверх с 52 баллов до 54,1, что, по оценке S&P Global, соответствует увеличению ВВП на 0,5% в годовом выражении. Частные компании США повысили активность до 53,3 балла, что говорит об экономическом росте на 2%. В Японии индикатор S&P Global крепко держится в «зеленой» зоне (51,9 балла).
Экономическая активность в еврозоне в марте выросла до максимального значения за последние десять месяцев. Композитный флеш-индекс PMI (Flash Eurozone PMI), представленный холдингом S&P Global, пошел вверх с февральской отметки 52 балла до 54,1. При этом март стал третьим месяцем расширения экономической активности.
Драйвером роста стала сфера услуг, где флеш-индикатор PMI увеличился с 52,7 до 55,6 балла. Особенно быстро росла деловая активность в финансовом секторе, несмотря на проблемы в банковской системе. Еще одним позитивным фактором стал сегмент недвижимости. Потребительские услуги тоже продемонстрировали рост, в основном благодаря туризму. Расширение активности также отмечалось в промышленных услугах, IT-секторе и медицине.
В то же время в европейской промышленности продолжалась стагнация. Индекс PMI в отрасли просел с 51,1 балла до 49,9 — немного ниже границы зоны благоприятного делового климата. Эта весьма скромная динамика все-таки выглядела лучше, чем значительное снижение экономической активности, которое наблюдалось в индустрии на протяжении второй половины прошлого года. В частности, автомобильный сектор продемонстрировал более высокие показатели, чем раньше, что было связанно с улучшением в цепочках поставок.
В территориальном разрезе можно выделить положительную динамику активности в Германии и Франции. Композитный флеш-индекс PMI деловой активности в стране Карла Маркса вырос с 50,7 балла до 52,6, зафиксировав самый быстрый рост с мая предыдущего года.
В стране Жан-Жака Руссо вопреки мощным митингам против пенсионной реформы и роста цен Композитный флеш-индекс PMI увеличился с 51,7 до 54 баллов, что стало самым высоким показателем с мая прошлого года.
Рост занятости в марте ускорился до девятимесячного максимума, поскольку сервисные фирмы стремились идти в ногу с растущим спросом. Тем временем в обрабатывающей промышленности численность персонала оставалась стабильной, что было связано со стагнацией выпуска продукции.
Предпринимательские ожидания относительно перспектив предстоящего года немного снизились, но остались на одном из самых высоких уровней за последние двенадцать месяцев.
«Экономика еврозоны демонстрирует явные признаки оживления в начале весны, — комментирует ситуацию главный экономист исследовательского департамента S&P Global Крис Уильямсон (Chris Williamson). — Деловая активность в марте растет самыми быстрыми темпами за последние десять месяцев. Динамика индикатора PMI позволяет спрогнозировать рост европейского ВВП в марте на 0,5%. А его квартальный рост составит порядка 0,3%».
В США крепнут надежды на рост
Частный сектор американской экономики в марте продемонстрировал приличный рост деловой активности. Композитный флеш-индекс PMI (S&P Global Flash US Composite PMI) повысился с февральского значения 50,1 балла до 53,3 — максимального показателя за последние десять месяцев.
Обрабатывающая промышленность зафиксировала первый всплеск роста деловой активности с октября прошлого года. Отраслевой индекс выпуска поднялся с отметки 47 баллов до 51, перейдя, таким образом, в позитивную зону. Сфера услуг продолжила расширение экономической активности, начатое в прошлом месяце. Индикатор PMI сектора услуг увеличился в марте с 50,6 до 53,8 балла, что свидетельствует о наиболее быстром темпе роста с мая 2022 г.
Мартовский опрос показал возврат к росту новых заказов впервые с сентября предыдущего года. Его размер был небольшим, но темпы увеличения стали максимальными за десять месяцев. Улучшение условий спроса, по словам топ-менеджеров, было связано с запросами новых клиентов и выпуском новых товаров.
Расширение заказов стало результатом в первую очередь усилий компаний сферы услуг. В то же время в обрабатывающей индустрии по-прежнему продолжалось их снижение, хотя его темпы были самыми медленными за шесть месяцев.
Темпы создания новых рабочих мест стали наиболее высокими за полгода, поскольку фирмы набирали дополнительный персонал для выполнения увеличившихся новых заказов.
Ценовое давление в марте немного смягчилось после высоких показателей февраля.
Тем не менее многие компании сообщили об увеличении своих отпускных цен, что они связали с необходимостью повысить заработные платы своим сотрудникам на фоне неуклонно растущих цен на потребительские товары.
Наконец, деловой оптимизм в марте снизился до трехмесячного минимума. Инфляционное давление, неопределенность на финансовом рынке и высокие процентные ставки, как сообщили предприниматели, сократили их ожидания относительно потенциального роста бизнеса в предстоящем году.
«Нынешний март вселил надежду на возобновление экономического роста в Соединенных Штатах, при этом опросы деловых кругов указывают на ускорение производства до самого высокого уровня с мая прошлого года, — отметил К. Уильямсон. — Значение индекса PMI в целом соответствует росту ВВП в годовом исчислении порядка 2%, что создает гораздо более позитивную картину экономики, чем наблюдавшееся во второй половине прошлого года снижение».
Японская сфера услуг сработала отлично
Деловая активность частных компаний Японии в марте росла третий месяц подряд. Композитный флеш-индекс PMI (au Jibun Bank Flash Japan Composite PMI) поднялся с февральского уровня 51,1 балла до 51,9 в конце I квартала.
Локомотивом роста здесь тоже стало серьезное укрепление экономической активности в сегменте услуг. Ее увеличению по-прежнему способствовала государственная поддержка вкупе с отменой последних ограничений, связанных с COVID-19, в материковом Китае. Они особенно помогли туристическим фирмам, которые занимаются поездками японцев в Поднебесную. В результате рост деловой активности в сфере услуг был самым быстрым с октября 2013 г.
Высокий спрос на услуги туристических компаний позволил им опять поднять свои цены, при этом темпы их роста были самыми быстрыми с октября 2019 г.
Вместе с тем производственные компании сообщили о пессимистических показателях своей работы (объемов производства и новых заказов). Хотя темпы их сокращения замедлились по сравнению с февралем, март стал уже девятым месяцем снижения этих параметров.
Среди положительных трендов начала весны японские производители отметили тот факт, что работа цепочек поставок продолжила улучшаться, поскольку сроки доставки сырья и материалов были близки к стабилизации.