Рейтинговые услуги в России — на должной высоте

| статьи | печать

Такой общий вывод можно сделать из обзора специалистов Банка России развития отечественного рынка данных услуг. Значение их качества особенно повысилось с отказом российских компаний от рейтингования международными агентствами так называемой «большой тройки», и регулятор приложил необходимые усилия, чтобы замена им была достойной.

В обзоре эксперты регулятора напоминают, что в результате отзыва и понижения агентствами «большой тройки» в 2014 г. кредитных рейтингов российских эмитентов по международной шкале Банк России запустил перезагрузку рейтинговой отрасли, целью которой стало создание института российских кредитных рейтинговых агентств (КРА), обеспечение независимости и прозрачности присвоения кредитных рейтингов, построение системы надзора за рейтинговой деятельностью.

В ускоренном режиме была сформирована правовая основа деятельности КРА с учетом стандартов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и лучшей мировой практики. В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 222-ФЗ (Закон о КРА), для исполнения положений которого принят ряд нормативных актов Банка России. Регламентированы вопросы допуска КРА на рынок, включая требования к размеру собственных средств (капитала) не менее 50 млн руб., организации их деятельности и информационной прозрачности. Установлены требования к учредителям, органам управления и внутреннего контроля, рейтинговым аналитикам (квалифицированному кадровому составу, компетентному в том числе в вопросах кредитного, эконометрического анализа, методов, процедур, систем контроля, сбора данных), рейтинговым и методологическим комитетам.

В 2021 г. Международным валютным фондом и Всемирным банком была проведена Программа оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP) Российской Федерации по ряду сегментов, в том числе по соблюдению целей и принципов по регулированию ценных бумаг IOSCO. По итогам этого обследования в рамках Принципа 22 в отношении регулирования и надзора за КРА миссией FSAP была присвоена оценка «реализовано в большей степени» (Broadly Implemented). Было подтверждено, что регулирование и надзор за КРА соответствуют требованиям методологии IOSCO, а регуляторный режим является комплексным и основан на данных принципах. Банк России на постоянной основе осуществляет надзор за КРА с помощью дистанционных и выездных проверок. По мнению миссии FSAP, проверки являются детальными и комплексными и сосредоточены, в частности, на внутреннем контроле и надлежащем применении рейтинговых методик.

Для дальнейшего совершенствования и обеспечения надлежащего качества оказываемых КРА услуг в декабре 2022 г. вступили в силу поправки в Закон о КРА, повышающие требования к методологиям и ответственность агентств за качество рейтингов, а также предусматривающие совершенствование механизмов управления конфликтом интересов и расширение мер надзорного реагирования за нарушение законодательства о КРА. В частности, Банк России наделяется полномочиями:

  • в случае неисполнения и (или) нарушения сроков исполнения предписаний регулятора об устранении недочетов, выявленных при осуществлении деятельности КРА, вводить запрет на присвоение кредитных рейтингов до устранения нарушений;

  • в случае если кредитный рейтинг присвоен (пересмотрен, подтвержден) с нарушением требований, обязать КРА отозвать или пересмотреть указанный кредитный рейтинг.

Отраслевой охват

Аналитики ЦБ констатируют, что проведенная трансформация рынка рейтинговых услуг создала условия, позволяющие инвесторам и иным институтам иметь полную оценку кредитоспособности различных эмитентов и заемщиков. Так, за последние два года количество действующих кредитных рейтингов возросло более чем на 19% — с 1489 до 1774. Рейтинговые портфели российских КРА состоят из рейтингов рейтингуемых лиц и эмиссий в равных долях, рост по которым составил 25 и 13% соответственно.

Клиентами российских КРА на конец 2022 г. стали 757 рейтингуемых лиц, что на 25% выше, чем в 2020 г., и на 5% — чем в 2021 г. Основная доля рейтингуемых лиц приходится на АО «Эксперт РА» и АКРА (АО) — 52 и 36% соответственно.

Возможность присвоения рейтинга определяется для КРА наличием рейтинговой методологии для соответствующего вида объектов рейтинга. Она представляет собой документ, определяющий принципы и формы анализа количественных и качественных факторов, а также применение ключевых рейтинговых предположений.

При этом российскими КРА охвачено больше половины кредитных организаций и субъектов страхового дела (57% по каждой отрасли). Основной спрос на кредитные рейтинги рейтингуемых лиц российских КРА предъявляется нефинансовыми (39%), кредитными (30%) и страховыми (9%) организациями.

Методологии разработаны как по национальной, так и по международной рейтинговой шкале. Международная шкала, с учетом не только особенностей объекта рейтинга, но и страновой специфики, позволяет сравнивать объекты разных юрисдикций. Помимо национальной и международной шкалы, существует отдельная шкала — для инструментов структурного финансирования (SF). Кредитные рейтинги, присвоенные по шкале SF, используются для регулирования деятельности страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний (на текущий момент КРА присвоили восемь кредитных рейтингов инструментам секьюритизации). На 31 декабря 2022 г. насчитывалось 63 действующие методологии.

КРА также работают над развитием дополнительных услуг. В частности, они могут оказывать услуги по составлению прогнозов конъюнктуры рынка, оценке деятельности организаций, экономических тенденций, анализу ценообразования и иному анализу, а также по распространению данных и аналитической информации, если это не создает потенциального конфликта интересов в процессе рейтинговой деятельности. В перечни дополнительных услуг российских КРА включены в том числе некредитные рейтинги — например, надежности и качества услуг, системы риск-менеджмента различных видов организаций, качества ипотечного сертификата участия.

Новым направлением деятельности КРА с конца 2019 г. стали услуги в области устойчивого развития. На текущий момент российские КРА состоят в перечнях верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития ВЭБ.РФ и Московской биржи, что подтверждает наличие у российских КРА необходимой квалификации для независимой оценки финансовых инструментов на предмет соответствия зеленому и социальному статусу.

Всеми четырьмя российскими КРА (помимо названных выше, это также ООО «НРА» и ООО «НКР») разработаны методологии ESG-оценки, которые фокусируют внимание на процессах и стремлении компаний и (или) регионов к устойчивому развитию. На 31 декабря 2022 г. действовало 68 оценок в области устойчивого развития (30 из которых составляют ESG-рейтинги, остальные — оценки соответствия облигаций различным принципам, рейтинги качества управления), из них 25 оценок присвоено в 2022 г. (включая 17 ESG-рейтингов).

Тенденции рынка

В связи с закрытием информации на финансовом рынке, а также отзывом агентствами «большой тройки» (S&P Global Ratings, Fitch Ratings, Moody’s Investors Service) рейтингов всем российским компаниям кредитные рейтинги российских КРА стали основным общедоступным индикатором кредитного риска. Банк России информировал всех участников финансового рынка о необходимости предоставления рейтингуемыми лицами российским КРА всей необходимой информации для осуществления ими рейтинговой деятельности.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов и инвесторов российские КРА осуществляли мониторинг кредитоспособности, финансовой надежности и финансовой устойчивости рейтингуемых лиц, а также кредитных рисков их отдельных финансовых обязательств и финансовых инструментов для поддержания присвоенных кредитных рейтингов в актуальном состоянии. Кроме того, КРА стали расширять спектр дополнительных услуг, в том числе в области устойчивого развития.

Количество новых рейтингуемых лиц и эмиссий, которым впервые были присвоены рейтинги КРА в 2022 г., увеличилось на 110 и 132 единицы соответственно. В 2022 г. клиенты также обращались за получением второго и более рейтингов. При этом количество отозванных кредитных рейтингов составило 255, что эксперты регулятора связывают в основном с погашением ценных бумаг, окончанием действия договоров с КРА, а также недостаточностью информации о рейтингуемых объектах. Менее значительный рост по эмиссиям авторы обзора обусловливают общим сокращением количества размещаемых выпусков облигаций в 2022 г. (число размещенных облигаций в 2021 г. — 886, в 2022 г. — 538).

Спрос на кредитные рейтинги формируют рейтингуемые лица с разным уровнем кредитоспособности. На высокие категории рейтинговой шкалы от «ААА» до «ВВВ» (от высокого до умеренного уровня кредитоспособности) приходится 75% кредитных рейтингов рейтингуемых лиц, присвоенных по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, на нижние категории рейтинговой шкалы — 25% кредитных рейтингов, показало исследование Банка России.

 

Динамика количества кредитных рейтингов, ед. 

2020

2021

2022

30.06

30.09

31.12

31.03

30.06

30.09

31.12

31.03

30.06

30.09

31.12

1368

1411

1489

1526

1576

1654

1728

1745

1729

1752

1774

Источник: Банк России

 

Распределение рейтингуемых лиц по отраслям, ед.

Отрасль

Эксперт РА

АКРА

НКР

НРА

Нефинансовые организации

167

137

33

15

Кредитные организации

133

97

22

14

Страховые организации

48

13

12

10

Регионы

28

37

0

0

Лизинговые компании

20

18

0

3

Прочее

72

20

0

0

Источник: Банк России по официальным сайтам агентств