Без роскоши, но со здоровьем. Россияне меняют потребительские модели из-за кризиса

| статьи | печать
Без роскоши, но со здоровьем. Россияне меняют потребительские модели из-за кризиса

За последние годы российские граждане, по оценке ВШЭ, с успехом проходили через многие экономические кризисы, пандемию и геополитические конфликты. Чтобы преодолеть нынешнюю просадку экономики, они, по данным компании «Яков и партнеры», сокращают расходы на роскошь, рестораны и путешествия, но продолжают тратить деньги на здоровое питание. Население надеется быстро вернуться к прежнему уровню покупок, причем Индекс потребительской уверенности Росстата набирает обороты.

Жителям России к кризисам не привыкать. После 1992 г. страна, по оценке проректора ВШЭ Вадима Радаева, данной в докладе, подготовленном к XIV Апрельской конференции ВШЭ, пережила череду экономических кризисов.

Банковский кризис 1995 г. привел к небывалой панике вкладчиков, стремившихся забрать свои вложения. Финансовый кризис 1998 г. выразился в дефолте по государственным казначейским обязательствам и последовавшей обвальной девальвации рубля (400%).

Оба кризиса были связаны со значительным снижением ВВП (по 4—5% за год) и резким падением реальных располагаемых доходов населения — на 15% в 1995 г. и на 16% в 1998 г.

За периодом удивительного благополучия 2000—2007 гг., когда среднегодовой прирост ВВП и реальных располагаемых доходов россиян составлял 7 и 12% соответственно, последовал очередной кризис 2008—2009 гг. Он был относительно мягким для населения. Реальные располагаемые доходы населения тогда лишь притормозили до 3—4%, но все же остались в плюсе.

Кризисы 2014 г., 2020-го и 2022 г. были вызваны внеэкономическими причинами, связанными с геополитическими конфликтами и пандемией. Они не вызвали глубокого падения ВВП, но привели к затяжному снижению реальных доходов жителей страны.

В условиях постоянной экономической тряски российские граждане научились выживать, приспосабливая свои модели потребительского поведения к очередной волне кризисных явлений.

«Население не просто пассивно адаптируется к происходящим изменениям, но вырабатывает специфические практики совладания (coping) с внешними шоками», — комментирует ситуацию В. Радаев.

Чтобы пережить кризис прошлого года, россияне, по данным исследования компании «Яков и партнеры», снизили расходы на предметы роскоши (9%), путешествия за границу (9%) и по стране (4%), развлечения (8%), питание вне дома (6%), электронику (3%) и технику (2%).

При этом опрошенные увеличили расходы на ЖКХ (55%), лекарственные препараты (38%), питание дома (35%), связь и интернет (28%), бытовую химию (28%) и медицинские услуги (22%).

Жители страны в ближайшие полгода собираются усилить тренд на сокращение расходов на развлечения (19%), питание вне дома (16%), путешествия за границу (15%) и внутри страны (14%).

Поколение Z (до 19 лет) планирует урезать траты на большую часть категорий, особенно на путешествия за границу (24%) и товары для дома (21%). Люди возраста 30—58 лет (поколение Х) больше остальных готовы отказаться от развлечений (24%). Беби-бумеры меньше всех настроены на уменьшение трат на путешествия по России (7%).

В то же время есть ряд направлений расходов, на которые граждане намерены увеличить свои расходы. Респонденты ожидают увеличения затрат на жизнеобеспечивающие товары и услуги ЖКХ (41%), лекарственные препараты (22%), питание дома (22%), связь и интернет (17%), бытовую химию (12%) и медицинские услуги (11%).

Поколение Х и беби-бумеры больше остальных предполагают рост расходов на транспорт (14 и 10% соответственно), товары для дома (10 и 9%) и животных (14 и 12%), лекарства (30 и 40%) и медицинские услуги (14 и 27%), питание дома (29 и 32%). Представители поколения Х также ожидают увеличения трат на одежду (7%) и обувь (11%).

Интересная деталь: несмотря на нестабильную экономическую среду, что привело к активации стратегий экономии, население не готово жертвовать качеством продовольственных товаров. В целом россияне оказались на 28% более склонны отмечать важность здорового питания.

На возврат к прежнему уровню потребления, согласно результатам опроса компании «Яков и партнеры», российским гражданам потребуется порядка года.

Столь оптимистичный вывод подтверждает и очередной опрос Росстата. Итоговый индекс потребительской уверенности (ИПУ) в I квартале текущего года по сравнению с октябрем — декабрем 2022 г. вырос на 5 п.п.

Свой вклад в общий рост ИПУ внесли все пять частных индексов, являющихся его составляющими, динамика которых улучшилась в январе — марте 2023 г. При этом наиболее выраженными были тренды индикаторов, характеризующих оценки произошедших и ожидаемых изменений в экономике России.

Причем все три анализируемые группы населения, принимающие участие в ежеквартальных опросах статведомства о потребительских настроениях россиян, солидарно продемонстрировали рост Индекса потребительской уверенности.

В целом результаты потребительского опроса населения в начале текущего года позволяют выделить некоторые особенности по сравнению с динамикой предыдущих опросов начиная с 1999 г.

Аналитики Росстата подчеркивают, что улучшение позиций Индекса потребительской уверенности за один квартал сразу на 5 п.п. можно интерпретировать как ускоренную позитивную динамику. В предыдущие периоды при довольно стабильной экономической и потребительской конъюнктуре поквартальные перестроения ИПУ, как правило, проходили в интервале прироста 2—4 п.п.

Наконец, рост общего ИПУ в январе — марте по сравнению с IV кварталом прошлого года наблюдался не только по всем частным индексам, являющимся его компонентами, но и по всем трем возрастным группам респондентов. Подобное позитивное явление не так часто встречалось в истории наблюдений статведомства.