Становление независимой фармотрасли: что мешает импортозамещению лекарств

| статьи | печать

Российские производители наращивают выпуск эффективных отечественных лекарств, которые в том числе замещают востребованные импортные аналоги. Они нужны для лечения целого ряда опасных и социально значимых заболеваний. Об этом президент Владимир Путин сообщил во время видеоконференции в честь открытия новых фармацевтических заводов в Калининграде, Саранске и Санкт-Петербурге. По оценкам экспертов, от 40 до 60% всех лекарственных препаратов можно заменить отечественными аналогами, однако процесс этот долгий и непростой.

Видеоконференция, в которой принял участие президент, была посвящена открытию сразу трех новых крупных фармацевтических предприятий. Среди них — завод «Отисифарм Про» в Калининграде. Он будет выпускать широкий спектр востребованных на российском рынке лекарств, в том числе антибиотики, противовирусные, иммуномодулирующие, анальгезирующие, ноотропные и муколитические препараты.

Вторая площадка — АО «Биохимик» в Саранске. Здесь готовится запуск производства фармацевтических субстанций по 130 наименованиям, в числе которых средства против онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, ВИЧ, а также антибиотики, противовоспалительные препараты и миорелаксанты.

Еще одно новое производство — вторая очередь завода «Фармасинтез-Норд» в Санкт-Петербурге. Она позволит нарастить выпуск биотехнологических фармсубстанций и препаратов для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний человека, а также генно-инженерных инсулинов и противоковидной вакцины «Спутник Лайт».

В своем выступлении В. Путин отметил, что такие высокотехнологичные производства создают дополнительные квалифицированные рабочие места, способствуют росту налоговых поступлений. Они приносят ощутимую пользу в этой связи всей экономике. «Рассчитываю, что национальная фарминдустрия продолжит уверенно развиваться. Нам важно увеличить выпуск российских субстанций, повысить долю отечественных препаратов на внутреннем рынке, в том числе оригинальных, укрепить независимость от поставщиков из-за рубежа, особенно со стороны тех поставщиков, которые создают порой для нас немало трудностей», — подчеркнул глава государства.

При этом он обратил внимание, что для достижения поставленных целей нужно модернизировать оборудование и строить новые производства, совершенствовать технологии, наращивать кадровый и материально-технический потенциал научно-исследовательских лабораторий и центров, а также улучшать подготовку специалистов — технологов, фармацевтов, провизоров. «Со своей стороны государство, безусловно, продолжит развивать механизмы поддержки отрасли. В частности, с этого года запускаем программу по предоставлению инвестиционных кредитов по льготной ставке на создание мощностей по синтезу фармсубстанций и производству лекарств по полному циклу», — пообещал президент.

Ключевой фактор лекарственной безопасности — замещение сырья

Зампред правительства, министр промышленности и торговли Денис Мантуров во время видеоконференции отметил, что перед фармацевтической промышленностью стоит общесистемная задача достижения технологического суверенитета, как и по многим другим отраслям. Важнейший элемент здесь — это обеспечение отрасли отечественными субстанциями.

В прошлом году их производство наладили еще семь наших предприятий. Наиболее емкие мощности открыты в Приморском крае, Свердловской и Белгородской областях, а всего субстанции в стране для своих нужд и для рынка уже делают около 100 фармкомпаний. Совокупно они обеспечивают полный цикл производства уже более половины номенклатуры жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. И в текущем году в Минпромторге рассчитывают охватить собственными субстанциями еще около десяти процентов препаратов из этого перечня.

Весомый вклад в решение этой задачи внесет один из открытых заводов — саранский «Биохимик». Прибавку по биотехнологическому сырью даст также вторая очередь завода «Фармасинтез-Норд», которая запускается в Санкт-Петербурге. Оба предприятия получили льготные займы Фонда развития промышленности суммарно на 3 млрд руб.

«В дальнейшем создание подобных производств будем поддерживать через новый механизм кластерной инвестиционной платформы. У нас в проработке 12 проектов на сумму 80 млрд руб. под выпуск почти 150 видов субстанций. Это комплексная инициатива, включающая подбор и синтез молекул, разработку технологий производства и организацию серийного выпуска тысяч тонн фармсубстанций в год», — сообщил вице-премьер. Он подчеркнул, что замещение импортируемого сырья — это ключевой фактор обеспечения лекарственной безопасности нашей страны.

Но не менее важно масштабировать производство самих препаратов. «И сегодня в этом направлении мы делаем сразу два шага, запуская в Калининграде мощности по выпуску безрецептурных лекарств массового спроса и наращивая производство противоопухолевых препаратов на уже упомянутом мною заводе в Северной столице. Это отвечает запросам системы здравоохранения и наших граждан, а также расширяет географию отечественной фармацевтической промышленности», — заключил Д. Мантуров.

В январе на совещании с членами правительства, подводя итоги 2022 г., он сообщил, что фармацевтическая отрасль за последние годы существенно расширила свои мощности, компетенции и продуктовые линейки. Набранные темпы сохранились, и по трем кварталам прошлого года, по оперативной статистике, производство увеличилось более чем на 15% к уровню 2021 г.

Российские фармкомпании выпускают в необходимом количестве основные препараты, вакцины для профилактики и лечения гриппа, коронавируса, ОРВИ. При увеличении спроса предприятия перенастраивают линии на особо востребованные позиции. В целом на сегодня отечественные производители выпускают 82% всех наименований из перечня жизненно необходимых, важнейших лекарственных препаратов. При этом отрасль продолжает наращивать технологическую независимость на ключевых этапах производственного цикла, включая сырье.

Также продолжается работа по малотоннажной химии. «Учитывая, что некоторые зарубежные производители могут „заморозить“ поставки, мы активизировали вопросы, связанные с клиническими исследованиями. И на сегодняшний день эта работа активно проводится: 130 лекарственных средств уже зарегистрированы, выросли клинические исследования практически на треть — с 395 в 2021 г. до 525 в 2022 г. Здесь Минздрав нам активно помогает, и мы продолжим наращивать эти темпы», — рассказал глава Минпромторга.

По его словам, сейчас на разных стадиях испытаний еще около десятка новых препаратов. При этом стимулом для разработчиков станет механизм «продукты на полку», который представляет собой субсидию на разработку и регистрацию патентованных препаратов. «Мы подготовили в правительстве данный инструмент к утверждению, и благодаря ему будут созданы российские аналоги, которые можно быстро вывести на рынок, если прекратятся поставки отдельных импортных лекарств. Все это способствует становлению независимой фармотрасли и, конечно же, лекарственной безопасности страны. Будем продолжать эту усиленную работу по обозначенному мною направлению», — заключил Д. Мантуров.

Россияне жалуются на нехватку лекарств

На январском совещании президент обратил внимание на то, что цены на лекарства растут, а по определенным позициям наблюдается дефицит. Это подтвердил руководитель исполкома ОНФ Михаил Кузнецов: «Действительно, на горячую линию Народного фронта поступают обращения с жалобами на невозможность купить отдельные препараты, назначенные врачом. Чаще всего люди сталкиваются с дефицитом наиболее популярных лекарств, которые выписывают в связи с сезонными заболеваниями — гриппом, ОРВИ, — это антибиотики иностранных торговых марок „Амоксиклав“ и „Супракс“ и жаропонижающее „Нурофен“. Кроме того, „выскочил“ „Тамоксифен“ — это онкологический препарат».

Представитель ОНФ отметил, что это наиболее востребованные торговые наименования, у которых есть альтернативные препараты с тем же действующим веществом, — преимущественно российского производства. «С учетом того, что по абсолютному большинству дефицитных препаратов существуют российские аналоги, есть ощущение, что нужна отдельная программа по продвижению отечественных лекарств среди пациентов, врачей, а главное — фармацевтов в аптеках. Такую работу западные фармацевтические компании вели на системной основе долгое время, многие годы. От мнения фармацевта-первостольника в аптеке зачастую зависит финальный выбор лекарства пациентом», — сказал М. Кузнецов.

Перебои с поставками пока сохраняются

Проблемы отрасли, в том числе нехватку лекарств, участники рынка в марте обсудили в ходе ежегодной конференции ИД «Коммерсантъ» «Фарма и здравоохранение: задачи нового времени». На мероприятии было отмечено, что с начала 2022 г. многие эксперты фармотрасли начали говорить о дефиците препаратов в аптеках страны. Одним из ключевых негативных последствий санкционных ограничений стал запрет ввоза на территорию РФ иностранных медикаментов и субстанций лекарственных препаратов. Отсутствие на аптечных полках некоторых категорий товара связывают именно с этим.

Появилось устойчивое мнение о том, что российская фармацевтическая отрасль испытывает жесткий дефицит лекарств. На самом деле это не совсем так, прокомментировала слухи директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций, член генерального совета «Деловой России», к.ф.н., провизор Виктория Преснякова. Дефицита на рынке нет, однако существенные перебои с лекарственными препаратами действительно отмечаются. К сожалению, по оценке эксперта, они сохранятся до конца года, причем нехватка касается не только зарубежных препаратов, но и отечественных, поскольку требуемые для их производства субстанции также необходимо ввозить из Европы или Америки.

Сложная логистика остается главной проблемой перебоев с поступлением в аптеки отдельных видов лекарственных препаратов. Аптеки полностью зависимы от цепочек поставок, поскольку собственных складов, где хранились бы лекарства, у них нет. В свете событий прошлого года логистические цепочки менялись и перестраивались: компаниям пришлось экстренно искать и осваивать новые транспортные коридоры, практически заново налаживать договорные отношения с партнерами.

Наибольшие сложности возникают с препаратами, которые требуют специального сопровождения. Также не стоит забывать, что огромная территория России в принципе порой затрудняет логистику — в отдаленные регионы и до санкционных ограничений осуществлять доставку было трудно, долго и дорого. Все эти моменты напрямую влияют на ассортимент лекарственных препаратов в российских аптеках.

На сегодняшний день хорошо работает восточный транспортный коридор, поддержал дискуссию генеральный директор ГК «МЕДАРГО», вице-президент ТПП МО Вадим Винокуров. Проблемы во взаимодействии остались только с Индией, а это, как известно, большой рынок фармацевтической индустрии. До сих пор все товары оттуда шли через Европу, а после того, как этот маршрут закрылся, остался путь через Владивосток и Китай. Этот путь сильно вырос в цене и увеличился по времени, что вызывает определенные неудобства как у логистических операторов, так и у производителей. Тем не менее он работает и остается практически единственным рабочим вариантом, который позволяет не допустить дефицита медикаментов.

Сложности с логистикой подтвердил и директор по развитию бизнеса FM Logistic Алексей Мисоилов. Несмотря на то, что фарминдустрия остается привилегированной отраслью нашей экономики и необходимость как импорта, так и экспорта лекарств и субстанций для них понимают не только в России, но и в Европе, с доставкой грузов она испытывает серьезные сложности. Особенно тяжелой остается ситуация с внутренними перевозками. Связано это с последствиями санкционных ограничений: выросла цена на запасные части действующего автотранспорта, обновление парка машин остановлено, чувствуется дефицит водителей — из-за снижения объема грузопотока остановилась индексация заработных плат.

Фармлогистике потребовалось несколько лет, чтобы сформировать положительные тренды на поставку лекарственных препаратов и медизделий через дружественные международные хабы, однако все они далеки от лучших логистических практик, поддержала коллег директор по управлению цепями поставок «Герофарм» Евгения Каика. В процессе замены составляющих медицинского препарата на альтернативное сырье ключевую роль играет время — очень важна быстрая поставка необходимых образцов. Уход международных поставщиков оказал сильное негативное влияние на эту особенность работы российского фармацевтического рынка. Решить проблему, по оценке эксперта, могло бы активное включение государства в создание российского экспресс-перевозчика, способного оказывать должный логистический сервис.

По разным оценкам, от 40 до 60% всех лекарственных препаратов можно заменить отечественными аналогами. Однако, как подчеркивали к ходе конференции специалисты, процесс такой взаимозаменяемости очень долгий и совсем непростой опять же в силу того, что далеко не все составляющие можно быстро и легко привезти на территорию РФ.

Активно в 2022 г. стали говорить о параллельном импорте лекарственных препаратов. Инициатива исходит от государственных органов, однако, несмотря на, казалось бы, хорошую попытку поддержать фармацевтическую отрасль, бизнес к этой идее относится скептически.

«На сегодняшний день фарминдустрия входит в пятерку импортозависимых сфер экономики. Несмотря на все достижения отечественных производителей, которые следует отдельно отметить, импорт все же по-прежнему развит, особенно в сегменте дорогих лекарственных средств», — прокомментировал ситуацию ассоциированный партнер, руководитель практики гражданского права и разрешения судебных споров, патентный поверенный (товарные знаки) «Сапожников и партнеры»/Rödl & Partner Алексей Федоряка. Он согласился, что логистика из Европы действительно остается очень сложной и решить эту проблему в ближайшее время не представляется возможным.

Ситуация с ввозом лекарственных препаратов усугубляется еще и тем, что ввозимые на территорию РФ препараты обязательно должны содержаться в государственном реестре лекарственных средств. «Конечно, в этом списке есть исключения, но практика показывает, что параллельный импорт лекарственных препаратов невозможен. Просто в силу того, что качество любого медикамента подтверждает производитель, без него это сделать нельзя, кто бы и откуда его ни вез. Более того, поскольку с 1 января 2021 г. у нас действует новый порядок ввоза медицинских изделий на территорию РФ, предполагающий разрешение на ввоз, параллельный импорт в ближайшее время разрешен не будет», — подвел итог А. Федоряка.

В ходе конференции ее участники отмечали, что в целом фармотрасль в текущем году продолжит развиваться. Многие российские производители приняли решение запускать новые лекарственные препараты, запланированные к производству еще в период 2019—2020 гг. Это, как рассчитывают эксперты, позволит избежать дефицита в российских аптеках. В свою очередь, проблемы с перебоями рано или поздно помогут решить компании-перевозчики, которые также заинтересованы в том, чтобы логистика, как международная, так и внутренняя, оставалась быстрой и надежной.


К сведению

Доля локализованных препаратов растет

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group, в феврале доля локализованных препаратов по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года увеличилась — на 1,2% в денежном выражении и на 1,5% в натуральном. Локализованные лекарства превалировали в натуральном объеме рынка — 65,9% по итогам месяца и составили 47,7% в стоимостном объеме аптечного рынка РФ.

При рассмотрении абсолютных показателей авторы исследования отметили снижение продаж в упаковках у импортных препаратов — на 26,1%, у локализованных лекарств количество реализованных пачек сократилось на 21,2%. Обе категории препаратов в денежном эквиваленте также демонстрировали отрицательную динамику: у препаратов, произведенных на территории России, объем продаж снизился на 14,3%, у лекарственных средств импортного производства — на 18,3%.

За год средневзвешенная стоимость упаковки локализованных лекарств стала выше на 8,7% и составила в феврале 225,6 руб. В то время как цена на импортные препараты стала выше на 10,6% — до 479,8 руб./упаковка.

В целом объем коммерческого рынка лекарств в феврале 2023 г. составил 102,5 млрд руб. (в розничных ценах). Относительно января емкость уменьшилась на 4,4%, а по отношению к февралю 2022 г. рынок во втором месяце 2023 г. показал снижение объема продаж на 16,5%. По итогам двух месяцев 2023 г. объем рынка относительно аналогичного периода 2022 г. в рублевом эквиваленте сократился на 12,3%. Общая емкость составила 209,8 млрд руб.

В натуральных единицах измерения объем реализации лекарств в феврале уменьшился на 5,8% относительно января и составил 328,4 млн упаковок, что на 22,9% меньше, чем в феврале прошлого года. Совокупно за два месяца потребление лекарственных средств через аптеки достигло 676,9 млн упаковок, что на 20,5% меньше, чем за такой же период в 2022 г.