Такое решение нефтяного картеля и его «союзников» может привести к образованию небольшого дефицита предложения в оставшейся части года и предотвратить рост запасов в странах ОЭСР выше пятилетнего среднего уровня в ближайшие кварталы, считают эксперты Банка России.
В очередном бюллетене регулятора «О чем говорят тренды» они отмечают, что с начала марта котировки сырьевых товаров демонстрировали разнонаправленную динамику. Негативное влияние на цены большинства сырьевых товаров оказала нестабильность в банковском секторе США и Европы, усилившая опасения замедления роста мировой экономики. Повышательное давление на котировки оказало ослабление доллара США (индекс DXY снизился на 3%). Индекс цен сырьевых товаров Bloomberg прибавил 1%. Цены на драгоценные металлы выросли (+12%) на фоне роста спроса на защитные активы. Котировки сельскохозяйственных товаров прибавили 1% при сокращении цен энергетических товаров на 5%. Цена нефти марки Urals (на базисе CIF в порту Augusta) выросла на 9%, до 68 долл./барр.
Поддержку нефтяным ценам оказало решение ОПЕК+ о добровольном сокращении добычи на 1,7 млн барр./сут. с мая до конца 2023 г. (включая вклад России в размере 0,5 млн барр./сут.). Решение призвано изъять излишек с нефтяного рынка (по оценкам Минэнерго США, 0,6—1,1 млн барр./сут. в апреле — мае). По расчетам авторов бюллетеня на основе апрельского прогноза Минэнерго США, при прочих неизменных параметрах (в том числе динамике спроса) названное решение может привести к образованию небольшого дефицита предложения в оставшейся части года и предотвратить рост запасов в странах ОЭСР выше пятилетнего среднего уровня в ближайшие кварталы.
На риски образования дефицита нефти на рынке экспертам Банка России указывает также значительное усиление бэквордации фьючерсной кривой нефти (рост цен на среднем и особенно коротком участке кривой, увеличивший ее отрицательный наклон). Спред между ценами фьючерса в декабре 2023 и 2024 гг., который можно использовать в качестве индикатора напряженности ситуации на рынке, вырос с конца марта 2023 г. почти в два раза, до максимальной величины с октября прошлого года. Тем не менее аналитики регулятора констатируют, что неопределенность относительно дальнейшей динамики мировой экономики и, соответственно, спроса на нефть повысилась. Превентивное решение ОПЕК+ поможет сгладить ценовые колебания на рынке нефти в случае, если динамика спроса окажется хуже текущих ожиданий.
При этом эксперты Банка России полагают, что активное повышение нефтяных котировок вряд ли вызовет существенное ускорение роста добычи сланцевыми производителями. По данным ФРБ Далласа и Канзас-Сити, расширение деловой активности в ключевых сланцевых регионах США (4/5 добычи сланцев и 1/2 совокупной добычи) практически остановилось в I квартале. Возросшие затраты на оплату труда и комплектующие наряду с сохраняющимся в отрасли дефицитом высококвалифицированных кадров привели к росту затрат. Это обусловило увеличение средних цен, которые покрывают операционные затраты и обеспечивают прибыльное бурение новых скважин — до 37 и 63 долл./барр. соответственно (34 и 56 долл./барр. в 2022 г.).
Понижательное давление на мировые цены сельскохозяйственной продукции оказало продление зерновой сделки. Экспортные поставки зерновых, преимущественно пшеницы, оставались значительными благодаря высокому урожаю. Вместе с тем Минсельхоз России и Российский зерновой союз ожидают уменьшения сбора зерновых в 2023 г. на 20%, до 125—127 млн т, из-за сокращения посевных площадей и снижения технологичности посевных работ, прежде всего в фермерских хозяйствах (с риском снижения до 120 млн т в случае негативных погодных условий). Это может ограничить возможности для экспорта в следующем сельскохозяйственном сезоне и выровнять внутренний баланс спроса и предложения зерновых, заключают аналитики регулятора.