Сельхозпроизводство — ключевой элемент долгосрочной специализации Евразийского региона

| статьи | печать

Это на цифрах доказывают авторы аналитического доклада Евроазиатского банка развития (ЕАБР) «Продовольственная безопасность и раскрытие агропромышленного потенциала Евразийского региона». Проведенные ими расчеты демонстрируют, что регион к 2035 г. будет способен полностью обеспечить продовольствием 600 млн человек.

Эксперты ЕАБР констатируют, что в глобальных масштабах ситуация с продовольственной безопасностью ухудшается. Человечество не справляется с целями ООН по ликвидации голода — 828 млн человек голодали и недоедали в мире в 2022 г. На этом фоне повышается ценность продовольственных ресурсов.

Что есть

Евразийский регион (исследование охватывает пять стран ЕАЭС, Таджикистан и Узбекистан) обладает уникальными возможностями по наращиванию производства и экспорта продовольствия как экстенсивным (расширение площади сельхозугодий), так и интенсивным (повышение урожайности) методами. Кроме того, в регионе уже сформирована экосистема производственных факторов и взаимосвязей. Он находится в непосредственной близости от крупнейших перспективных рынков сбыта продовольствия с общим населением более 3 млрд человек.

Аналитики ЕАБР констатируют, что Евразийский регион в целом обеспечивает свою продовольственную безопасность — уровень самообеспеченности в нем по большинству продуктов уже сегодня превышает 80—95%. Наибольший уровень самообеспеченности наблюдается по зерновым (132%) и масличным культурам (151%), наименьший — по фруктам (65%). Однако внутри региона сохраняются существенные различия между странами в отношении как производства, так и потребления продовольствия.

Большую поддержку странам региона оказывает развитие взаимной торговли продовольствием. За последние 20 лет объем взаимных экспортных поставок товаров агропромышленного комплекса увеличился в 8,5 раза и достиг 15,4 млрд долл. в 2021 г., что составляет 33,6% регионального экспорта АПК.

Что нужно

Авторы доклада считают, что для обеспечения продовольственной безопасности во всех странах региона необходимо ее расширенное понимание, основанное на беспрепятственном функционировании каналов экспорта и импорта. По их мнению, для обеспечения продовольственной безопасности в отдельно взятой стране внутреннее производство всех видов продовольствия не обязательно. В зависимости от климатических и прочих условий производство некоторых видов продовольствия в необходимых объемах может быть нерентабельным или невозможным. Напротив, эффективные механизмы внешней торговли позволяют как получать выручку за счет экспорта излишков продовольствия, имеющих наибольшую рентабельность, так и импортировать недостающие объемы по ценам ниже, чем сложились бы в условиях собственного производства.

Главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров особо отмечает: «Проведенные в рамках доклада сценарные расчеты указывают на то, что реализация агропромышленного потенциала Евразийского региона к 2035 г. позволит полностью обеспечить продовольственные потребности 600 млн человек, включая 240 млн человек собственного населения и дополнительно до 360 млн в третьих странах. В перспективе на фоне усиливающегося значения продовольствия в мире и в целом достаточного уровня продовольственной обеспеченности экспорт продовольственной продукции Евразийского региона может повыситься почти в два раза — с 40 млрд долл. в 2021 г. до 74 млрд долл. Китай, Ближний Восток, Северная Африка и Индия — наиболее перспективные экспортные направления».

В докладе подчеркивается целесообразность взращивания собственных крупных производителей как на национальном уровне, так и на уровне ЕАЭС. Формирование и участие крупных игроков существенно упростит строительство логистических центров, приобретение современных транспортных средств и оборудования. Это также позволит применять более эффективные инструменты финансирования, в том числе за счет привлечения средств международных институтов развития, в частности ЕАБР. Однако эксперты банка указывают, что появление крупных и эффективных рыночных игроков является сложной задачей, особенно в странах Центральной Азии и Кавказа, поэтому целесообразно стимулирование механизмов кооперации мелких хозяйств (системы закупки сельхозпродукции, сети машинно-тракторных станций, сервисно-заготовительных центров и др.).

Также реализовать имеющийся потенциал поможет развитие систем агрологистики и хранения. Формирование Евразийской товаропроводящей сети (ЕТПС) будет содействовать устранению транспортно-логистических ограничений внутри Евразийского региона, под влиянием которых потери собственной сельскохозяйственной продукции достигают 40%, а около 70% продовольствия, которое может быть произведено на территории региона, завозится из третьих стран. Развитие логистики должно базироваться на современных цифровых технологиях. ЕТПС позволит увеличить точность планирования и сократить сроки доставки, обеспечить сохранность продукции, а также повысить эффективность платежных сервисов, оперативность заказа и возврата товара.

Для доступа на перспективные рынки необходимо значительное улучшение логистики на южном и восточном направлениях. Это в очередной раз подчеркивает потребность в комплексном развитии единого Евразийского транспортного каркаса в виде автомобильных и железных дорог, морских портов, пограничных переходов и др. С учетом потенциального роста объемов продовольствия по направлению стран Азии, Ближнего Востока и Северной Африки усилится роль международного транспортного коридора «Север — Юг», считают аналитики ЕАБР.

По их мнению, эффективной реализации продовольственного потенциала Евразийского региона будут способствовать и следующие меры:

  • снижение зависимости АПК региона от импорта инвестиционных и промежуточных товаров за счет внутреннего производства (отдельных видов сельхозтехники и комплектующих, семян сахарной свеклы, озимого рапса, картофеля, подсолнечника, кукурузы и гороха, инкубационных яиц и цыплят, а также племенного скота, оборудования для животноводства, кормовых добавок и ветеринарных препаратов);

  • форсированное развитие технологической базы АПК с государственной поддержкой в области семеноводства, племенного животноводства. Пристальное внимание нужно обратить на восстановление собственной селекции и генетики;

  • импортозамещение в машиностроении, включая высокотехнологичные сегменты, ориентированные на обновление подвижного состава для автомобильных, железнодорожных перевозок (рефрижераторного автотранспорта, вагонов и контейнеров, цистерн для перевозки растительного масла и др.), а также морского транспорта;

  • усиление финансовой инфраструктуры обеспечения деятельности АПК, в том числе развитие региональных товарных бирж, взаиморасчетов в национальных валютах, создание единой страховой и перестраховочной инфраструктуры для поддержки экспортных операций и др.;

  • отдельным блоком мер должно стать формирование благоприятной регуляторной среды, направленной на устранение барьеров и ограничений внутри ЕАЭС (в сферах технического регулирования, транспортной политики, государственных закупок, налоговой политики);

  • решение вопроса продовольственной безопасности связано и с повышением эффективности управления водно-энергетическим комплексом Центральной Азии и применением влагосберегающих технологий.

Ради чего

Авторы доклада подсчитали, что реализация производственно-ресурсного потенциала АПК может обеспечить для евразийских стран к 2035 г. следующие положительные эффекты:

  • выпуск в сельском хозяйстве увеличится на 29 млрд долл. (+20%) в инерционном и на 59 млрд долл. (+40%) в целевом сценарии по сравнению с текущим показателем;

  • валовой выпуск в экономике в инерционном и целевом сценариях увеличится на 55 млрд долл. и на 112 млрд долл. соответственно в результате мультипликативных эффектов, с учетом прямых и косвенных эффектов на смежные отрасли и экономику в целом;

  • производственные мультипликаторы для сектора сельского хозяйства (долл. на 1 долл. выпуска в секторе) на валовой выпуск, рассчитанные на основе модели «Затраты — Выпуск», оцениваются в порядке значимости: 2,62 для России, 2,49 для Кыргызстана, 2,49 для Таджикистана, 2,44 для Беларуси, 1,95 для Казахстана, 1,95 для Узбекистана, 1,77 для Армении;

  • экспорт продовольственной продукции повысится почти в два раза в стоимостном выражении в зависимости от сценария — с 40 млрд долл. (в ценах 2020 г.) в 2021 г. до 64—74 млрд долл. в 2035 г.

 

Уровень самообеспеченности Евразийского региона продовольствием, %

Продовольствие

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Таджикистан

Узбекистан

Евразийский регион

Зерно

20

90

125

62

150

61

73

132

Картофель

101

100

104

99

88

96

88

92

Овощи и бахчевые

102

103

108

96

87

102

129

103

Фрукты и ягоды

103

57

38

111

44

96

122

65

Мясо всех видов

61

134

82

87

101

92

96

100

Молоко и молокопродукты

83

263

93

110

84

99

99

97

Яйца

100

128

100

90

98

98

100

99

Сахар

12

141

8

68

100

0

0

84

Растительные масла

1

220

91

11

117

24

44

151

Источник: ЕАБР