Минэкономразвития актуализировало порядок госрегистрации изобретений

| статьи | печать

С 29 апреля вступил в силу новый порядок подготовки, подачи и рассмотрения Роспатентом заявок на изобретения1. Что изменится в регистрации изобретений по сравнению с отмененным порядком, утвержденным приказом от 25.05.2016 № 316 (далее — Приказ № 316), а также причины изменений «ЭЖ-Юрист» попросил оценить экспертов.


1 Приказ Минэкономразвития России от 21.02.2023 № 107 «О государственной регистрации изобретений» (вместе с «Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений», «Требованиями к документам заявки на выдачу патента на изобретение», «Порядком проведения информационного поиска в отношении заявленного изобретения при проведении экспертизы по существу по заявке на выдачу патента на изобретение и представления отчета о нем», «Порядком публикации отчета об информационном поиске в отношении заявленного изобретения»), далее — Приказ № 107.

Комментарий эксперта

В Приказе № 107 легализована возможность прикладывать к заявке на изобретение или направлять после начала делопроизводства результаты предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности (п. 43 Правил).

С 2020 года абз. 2 п. 3 ст. 1246 ГК РФ предусматривается ведение Роспатентом реестра аккредитованных научных организаций, которые имеют право совершать данные действия. С момента запуска реестра в 2022 было аккредитовано уже 6 известных научных организаций1.

Легитимация данных предварительных процедур обеспечит больший уровень предсказуемости в отношении экспертизы заявленных на регистрацию изобретений, поскольку у заявителей как до подачи заявки, так и в процессе проведения ее экспертизы будет возможность обратиться к аккредитованным организациям за проведением информационного поиска/дачей оценки патентоспособности.

В п. 2 Требований к Приказу № 107 сформулированы новые правила определения единства изобретения. Группа изобретений считается единым изобретением, если имеется техническая взаимосвязь между ними, выраженная одинаковыми/соответствующими особыми техническими признаками изобретения. К соответствующим особым техническим признакам относятся взаимообусловленные признаки: взаимнодополняющие друг друга, составляющие во взаимодействии функциональное единство, или один/несколько признаков, являющихся следствием выполнения или осуществления другого признака.

Ранее в п. 2 Требований к Приказу № 316 приводились отдельные примеры единства изобретения, но отсутствовало общее правило. Поэтому данная новелла позволит, на наш взгляд, гармонизировать подходы Роспатента при проведении экспертизы.

В разделе IV Правил к Приказу № 107 детально прописана процедура рассмотрения заявки с участием заявителя.

Ранее в п. 9 Правил к Приказу № 316 содержал лишь бланкетную норму о возможности рассмотрения заявки с участием заявителя.

Согласно п. 125 Правил к Приказу № 107, данная процедура может быть начата как по предложению Роспатента, так и по ходатайству заявителя. Заявитель для инициирования процедуры должен подать мотивированное ходатайство, Роспатент же – предложить заявителю вопросы для обсуждения. Заявитель в течение трех месяцев после направления Роспатентом вопросов может принять решение об инициировании данной процедуры.

Для обсуждения вопросов с Роспатентом заявитель может пригласить консультанта, не являющегося его представителем. По результатам обсуждений будет составлен протокол в двух экземплярах.

Полагаем, что данная процедура предоставляет заявителям возможность оперативно согласовать спорные вопросы с Роспатентом, которые были выявлены в ходе экспертизы. Это, в свою очередь, может сократить время для экспертизы изобретений и оптимизировать данный процесс.

В доверенности на представителя на ведение делопроизводства по поданной заявке должно быть отдельно указано полномочие на отзыв заявки, даже в случае, если представителем является патентный поверенный (подп. 14 п. 4 Правил к Приказу №107). В противном случае Роспатент откажет в отзыве заявки.

Полагаем, что введение данного правила защищает интересы заявителей, поскольку право на отзыв заявки имеет кардинальное влияние на ход делопроизводства

Вместе с тем Приказ № 107 не устранил ряд ранее существовавших проблем. Так, например, Приказ № 107 полностью дублировал положения Приказа № 316, которые зачастую препятствовали патентованию программных решений в качестве изобретений и т.п. (п. 42 Требований к Приказу № 107)


1URL: https://rospatent.gov.ru/ru/activities/akkreditovannye-nauchnye-obrazovatelnye-organizatsii.

Комментарий эксперта

Ведомство обновило формы заявлений и ходатайств, касающихся государственной регистрации изобретений, а также утвердило документы, регулирующие процедуру регистрации. Кроме того, утверждена новая форма патента на изобретение. Теперь к патенту будет прикладываться формула изобретения, что соответствует мировой практике.

Основная часть изменений носит технический и редакционный характер или отражает ранее устоявшуюся практику осуществления делопроизводства по заявкам на патентование изобретений. Среди дополнений, отражающих ранее реализуемые на практике подходы Роспатента, можно отметить, в частности, следующие:

  • заявка приобретает статус отозванной с даты поступления заявления об отзыве заявки;

  • для отзыва заявки на регистрацию изобретения патентный поверенный должен предоставить доверенность, по которой ему передано такое полномочие;

  • в случае перехода права на получение патента к другому лицу по наследству Роспатент обязан сделать копии с оригиналов свидетельства о праве на наследство или соглашения о разделе наследства и вернуть оригиналы заявителю.

Одним из более существенных изменений стало упразднение формы ходатайства о проведении Роспатентом информационного поиска по заявке на выдачу патента.

Тем не менее обновленный пакет документов предусматривает новую форму ходатайства о направлении копий документов заявки в аккредитованную научную или образовательную организацию для осуществления информационного поиска. Напомним, что перечень таких аккредитованных организаций публикуется на сайте Роспатента, а в перспективе рассматривается возможность уменьшения размера пошлин за проведение экспертизы по существу в случае проведения такого информационного поиска.

Комментарий эксперта

Приказом № 107 вносится ряд значительных уточнений в основополагающие нормативно-правовые акты, касающиеся регистрации изобретений.

Уточняется состав сведений о заявке на выдачу патента на изобретение, о выдаче патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Роспатента, а также указываемых в самом патенте на изобретение.

Расширен список документов, прилагаемых к заявке, устанавливается форма для составления описания изобретения. Включена возможность приложить по инициативе заявителя документы о депонировании штамма микроорганизма, линии клеток растений или животных, консорциума штаммов или штаммов, входящих в консорциум; заключение созданной в установленном законодательством РФ порядке комиссии по защите государственной тайны об отсутствии в заявке сведений, составляющих государственную тайну. При установлении в ходе проведения формальной экспертизы наличия государственной тайны материалы заявки засекречиваются в соответствии с законодательством.

В заявлении об отзыве заявки указывается информация о последствиях отзыва заявки и о невозможности удовлетворения просьбы заявителя считать указанное заявление недействительным.

Исключена возможность подачи ходатайства о проведении информационного поиска, однако сохраняется для третьих лиц возможность подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу и им направляется информация о принятом экспертизой решении, а также сам отчет о поиске после публикации сведений о заявке/выдаче патента, если заявка не является отозванной.

Предусмотрен порядок аннулирования регистрации заявки, осуществленной в автоматическом режиме при наличии одного из оснований для отказа в приеме заявки.

Протокол по результатам рассмотрения заявки с участием заявителя заменяет запрос и ответ заявителя на ранее направленный запрос, и по результатам такого рассмотрения могут быть направлены изменения в материалы заявки.

Также конкретизированы и уточнены некоторые сроки для осуществления действий со стороны Роспатента, заявителя и третьих лиц.

Таким образом, указанные изменения в основном связаны с необходимостью приведения законодательства в соответствие с изменениями, внесенными в последнее время в ГК РФ, а также некоторыми судебными решениями, повлиявшими на подходы Роспатента при проведении экспертизы по существу.