Артем Евсеев,
ведущий юрист практики интеллектуальной собственности и персональных данных юридической фирмы «Клифф»
В Приказе № 107 легализована возможность прикладывать к заявке на изобретение или направлять после начала делопроизводства результаты предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности (п. 43 Правил).
С 2020 года абз. 2 п. 3 ст. 1246 ГК РФ предусматривается ведение Роспатентом реестра аккредитованных научных организаций, которые имеют право совершать данные действия. С момента запуска реестра в 2022 было аккредитовано уже 6 известных научных организаций1.
Легитимация данных предварительных процедур обеспечит больший уровень предсказуемости в отношении экспертизы заявленных на регистрацию изобретений, поскольку у заявителей как до подачи заявки, так и в процессе проведения ее экспертизы будет возможность обратиться к аккредитованным организациям за проведением информационного поиска/дачей оценки патентоспособности.
В п. 2 Требований к Приказу № 107 сформулированы новые правила определения единства изобретения. Группа изобретений считается единым изобретением, если имеется техническая взаимосвязь между ними, выраженная одинаковыми/соответствующими особыми техническими признаками изобретения. К соответствующим особым техническим признакам относятся взаимообусловленные признаки: взаимнодополняющие друг друга, составляющие во взаимодействии функциональное единство, или один/несколько признаков, являющихся следствием выполнения или осуществления другого признака.
Ранее в п. 2 Требований к Приказу № 316 приводились отдельные примеры единства изобретения, но отсутствовало общее правило. Поэтому данная новелла позволит, на наш взгляд, гармонизировать подходы Роспатента при проведении экспертизы.
В разделе IV Правил к Приказу № 107 детально прописана процедура рассмотрения заявки с участием заявителя.
Ранее в п. 9 Правил к Приказу № 316 содержал лишь бланкетную норму о возможности рассмотрения заявки с участием заявителя.
Согласно п. 125 Правил к Приказу № 107, данная процедура может быть начата как по предложению Роспатента, так и по ходатайству заявителя. Заявитель для инициирования процедуры должен подать мотивированное ходатайство, Роспатент же – предложить заявителю вопросы для обсуждения. Заявитель в течение трех месяцев после направления Роспатентом вопросов может принять решение об инициировании данной процедуры.
Для обсуждения вопросов с Роспатентом заявитель может пригласить консультанта, не являющегося его представителем. По результатам обсуждений будет составлен протокол в двух экземплярах.
Полагаем, что данная процедура предоставляет заявителям возможность оперативно согласовать спорные вопросы с Роспатентом, которые были выявлены в ходе экспертизы. Это, в свою очередь, может сократить время для экспертизы изобретений и оптимизировать данный процесс.
В доверенности на представителя на ведение делопроизводства по поданной заявке должно быть отдельно указано полномочие на отзыв заявки, даже в случае, если представителем является патентный поверенный (подп. 14 п. 4 Правил к Приказу №107). В противном случае Роспатент откажет в отзыве заявки.
Полагаем, что введение данного правила защищает интересы заявителей, поскольку право на отзыв заявки имеет кардинальное влияние на ход делопроизводства
Вместе с тем Приказ № 107 не устранил ряд ранее существовавших проблем. Так, например, Приказ № 107 полностью дублировал положения Приказа № 316, которые зачастую препятствовали патентованию программных решений в качестве изобретений и т.п. (п. 42 Требований к Приказу № 107)
1URL: https://rospatent.gov.ru/ru/activities/akkreditovannye-nauchnye-obrazovatelnye-organizatsii.