Опережающие индикаторы экономической активности PMI в Европе, Японии и США в середине весны крепко держатся в позитивной зоне. Вместе с тем в еврозоне и Стране восходящего солнца деловая активность находится на «территории роста» исключительно благодаря сфере услуг, а промышленность опустилась ниже границы благоприятной конъюнктуры. В Соединенных Штатах предпринимательский оптимизм превалирует в обоих сегментах экономики.
Частный сектор европейской экономики в апреле продемонстрировал завидный рост деловой активности. Композитный флеш-индекс PMI (HCOB Flash Eurozone PMI), представленный холдингом S&P Global совместно с Hamburg Commercial bank, поднялся до значения 54,4 балла, что стало максимальным показателем за последние одиннадцать месяцев.
Ключевой вклад в положительную динамику индикатора внесла сфера услуг, где экономическая активность выросла до 56,56 балла. При этом апрельский показатель PMI сегмента услуг стал самым высоким с 2009 г. в отличие от промышленности (47,3 балла).
Новые заказы в сервисных фирмах увеличивались заметными темпами, которые были наиболее скорыми с декабря прошлого года. На этом фоне компании набирали новый персонал самыми стремительными темпами с июля 2007 г. Более скромно выглядели предприятия обрабатывающей промышленности, где темпы увеличения штатов были минимальными за последние 27 месяцев.
В территориальном разрезе весьма позитивно выглядела сфера услуг в Германии, темпы роста деловой активности которой стали самыми скорыми за целый год. При этом немецкая промышленность была близка к стагнации.
Весьма противоречивой оставалась ситуация с деловой активностью во Франции, сектор услуг которой был на максимальных уровнях за одиннадцать месяцев, а промышленность, наоборот, падала наиболее скоро с мая 2020 г.
Наконец, ожидания топ-менеджеров европейских компаний на предстоящий год были довольно оптимистичными, хотя слегка просели по сравнению с мартовским уровнем. Уверенный взгляд предпринимателей в будущее поддерживали снижение темпов инфляции на энергетическом рынке, уменьшение рисков рецессии и сокращение сбоев в международных цепочках поставок.
«Динамика индекса PMI в апреле показала благоприятную картину развития экономической активности в Европе, — отмечает главный экономист Hamburg Commercial bank доктор Сайрус де ла Рубиа (Cyrus de la Rubia). — Однако более внимательный взгляд показывает существенный разрыв между набирающей темпы роста сферой услуг и опускающейся деловой активностью в промышленности».
Япония сохранила позитивный тренд
Японские предприятия продолжили в начале II квартала уверенный рост. Композитный флеш-индекс PMI (au Jibun Bank Flash Japan Composite PMI) слегка снизился со 52,9 балла до 52,5, но остался на территории благоприятного делового климата.
Быстрый тренд сектора услуг, где индикатор PMI составил 55 баллов, смог компенсировать слабые показатели производственного сегмента, в котором деловая активность глубоко ушла в отрицательную зону (47,5 балла).
Общий приток новых предприятий увеличился самыми быстрыми темпами почти за полтора года, причем сервисные компании зафиксировали резкий рост продаж в условиях улучшения спроса и увеличения числа клиентов.
Среди положительных моментов также можно отметить признаки ослабления ценового давления. В результате общие расходы на используемые компаниями ресурсы выросли в наименьшей степени за 15 лет.
Тем не менее предприятия повысили в апреле свои отпускные цены, стараясь переложить на покупателей часть своих издержек, которые накопились в течение нескольких последних месяцев.
Оценивая перспективы предстоящего года, бизнесмены из сегмента услуг были полны оптимизма, степень которого достигла в апреле рекордно высокого уровня. Их надежды были основаны на практически полной отмене противоэпидемических ограничений и улучшении операционных условий работы.
В то же время производственные компании выражали обеспокоенность экономическими перспективами, ростом затрат и нехваткой комплектующих из-за продолжающихся проблем в глобальных цепочках поставок.
Стоит заметить, что отставание промышленности от сферы услуг в еврозоне и Японии вызывает определенную тревогу у экономистов. С одной стороны, в постиндустриальных странах сектор услуг занимает большую долю в структуре экономики, чем индустрия. С другой — именно промышленность составляет основу так называемого реального сектора экономики. Она производит продукты питания, одежду, обувь и другие необходимые человеку вещи.
Более ясную картину развития экономики в нынешних сложных, зачастую противоречивых условиях можно будет увидеть по результатам 1-го полугодия. Устойчивость мирового экономического роста будет зависеть от способности промышленности выйти на позитивную траекторию развития.
США растут равномерно
Более плавно распределилась между секторами экономики деловая активность в Соединенных Штатах, где рост наблюдался одновременно в обрабатывающем сегменте и сфере услуг. Композитный флеш-индекс PMI (S&P Global Flash US Composite PMI) поднялся с мартовского уровня 52,3 балла до 53,5 в апреле, сигнализируя о самом быстром подъеме индикатора с мая 2022 г.
Частные компании США в апреле наращивали объемы выпуска своей продукции быстрыми темпами на фоне окрепшего потребительского спроса. Новые заказы росли наиболее скорыми темпами за последние 11 месяцев. Еще одним катализатором роста, по оценке топ-менеджеров, стали успешные маркетинговые стратегии предприятий.
Увеличение числа новых фирм тоже было солидным, особенно по сравнению со скромными показателями марта или тем более сокращениями, которые наблюдались за два месяца года.
Расширение клиентского спроса было главным образом обусловлено потребностями внутреннего рынка, поскольку новые экспортные заказы в апреле продолжали сокращаться. Правда, темпы их снижения уменьшились до самых слабых показателей за последние три месяца.
Среди негативных трендов апреля эксперты S&P Global выделили усиление инфляционного давления. При этом издержки компаний росли самыми высокими за последние три месяца темпами.
В свою очередь, отпускные цены на продукцию предприятий увеличивались наиболее скорыми темпами за семь месяцев. Фирмы заявили, что благоприятные условия спроса позволили им повысить свои цены, увеличить заработную плату персонала и оплатить счета за коммунальные услуги.
Темпы создания рабочих мест в начале II квартала ускорились. Рост числа занятых в частном секторе был самым быстрым с июля прошлого года, когда обрабатывающие компании и сервисные фирмы расширяли свои производственные мощности.
Тем не менее количество незавершенных заказов увеличилось второй месяц подряд, поскольку предприятия сообщили о дальнейших трудностях с поиском подходящих сотрудников и удержанием персонала в условиях растущих расходов на заработную плату.
Ожидания предпринимателей относительно развития их бизнеса в предстоящие двенадцать месяцев оставались оптимистичными, причем степень уверенности в перспективах выросла до второго по величине уровня с мая 2022 г.
«Апрельский опрос подтвердил, что темпы роста деловой активности в США восстановились, — отметил эксперт S&P Global Крис Уильямсон (Chris Williamson). — Динамика индикатора PMI соответствует росту ВВП в годовом исчислении порядка 2%. Особенно важно, что увеличение экономической активности имеет широкую основу и охватило не только сферу услуг, но и обрабатывающую промышленность».