Кабинет министров намерен воплотить в жизнь ряд мегапроектов, которые позволят увеличить выпуск высокотехнологичной продукции и долю обработки в ВВП. Отечественные компании уже сегодня успешно производят электроавтобусы, грузовики нового поколения, газотурбины, самолеты, лекарства против ВИЧ. В ближайшие восемь лет через институты развития на стимулирование обрабатывающего сектора будут направлены инвестиции в размере 10 трлн руб.
Поток западных санкций привел к необходимости укрепления технологического суверенитета страны, отмечали участники Стратегической сессии в Кабинете министров, посвященной развитию промышленности.
В этих «штормовых» условиях президент страны Владимир Путин поставил задачу: найти механизмы увеличения объемов производства в обрабатывающей индустрии и ее доли в валовом внутреннем продукте.
«Результатом совместной работы правительства, регионов, представителей бизнеса и экспертного сообщества стало формирование принципиально новых подходов к созданию приоритетной высокотехнологичной продукции, — отметил премьер Михаил Мишустин. — Все они легли в основу разработанного проекта Концепции технологического развития на следующие восемь лет. Уже в самое ближайшее время этот документ будет утвержден Кабинетом министров».
Планы правительства предусматривают запуск в течение ближайших двух лет индустриальных мегапроектов в целом ряде отраслей, прежде всего в обрабатывающей промышленности, чтобы обеспечить формирование заказа на разработку и внедрение критических технологий. При этом всю систему государственной поддержки предполагается сфокусировать на реализации таких технологических инициатив.
Ряд инструментов поддержки отечественной индустрии были запущены уже в 2022 г., чтобы не допустить значительного падения производства. Они помогли предприятиям выстроить новые логистические цепочки и снизить зависимость от импорта оборудования, комплектующих, программного обеспечения. И, что особенно важно, — сохранить рабочие места, высококвалифицированных специалистов, наработанные компетенции.
Фонд развития промышленности активизировал финансирование на льготных условиях высокотехнологичных проектов, в том числе по локализации производства автокомпонентов, комплектующих изделий для сельхозтехники, оборудования для химической отрасли, медицины и фармацевтики.
Благодаря докапитализации Фонда почти на 120 млрд руб. в прошлом году было выдано рекордное количество займов.
На пополнение оборотных средств системообразующих компаний в качестве оперативной меры поддержки в условиях санкций Кабинет министров выделил более 43 млрд руб.
В сфере НИОКР были одобрены свыше 160 проектов, включая инициативы в области средне- и малотоннажной химии. На их реализацию до конца следующего года будет направлено свыше 35 млрд руб.
В рамках механизма обратного инжиниринга профинансировано более сотни проектов на общую сумму почти 4 млрд руб. Семь центров инженерных разработок уже действуют, и они специализируются на наиболее перспективных направлениях, например электрохимической энергетике.
В конце марта запущен механизм кластерной инвестиционной платформы. Он предусматривает предоставление долгосрочных кредитов по льготной ставке. Только за апрель было одобрено восемь проектов общей стоимостью около 220 млрд руб. Еще свыше 40 находятся на рассмотрении. Их суммарный объем оценивается в 1,3 трлн руб.
Буквально на днях правительство продлило программу предоставления государственных гарантий на поддержку промышленности, увеличив объем средств на такие цели на треть.
С апреля расширено действие программы промышленной ипотеки. При этом увеличился на текущий год объем запланированных субсидий до 1,35 млрд руб.
«В самое ближайшее время мы перезапустим федеральный проект по развитию станкоинструментальной отрасли, наращиванию ее производственного потенциала, — обратил особое внимание г-н Мишустин. — Наша цель — наладить собственный выпуск всего необходимого оборудования, инструментов и комплектующих, не уступающих мировым образцам».
Всего, по оценке председателя правительства, размер вложений за восемь лет должен составить не менее 10 трлн руб., включая 2 трлн в 2023 г.
«Уже сейчас мы видим, что отечественные предприятия, за исключением некоторых отраслей, достаточно успешно проходят испытания санкциями», — прокомментировал ситуацию М. Мишустин.
Так, на КамАЗе после ухода Daimler Benz, по словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, начали делать грузовик нового поколения К5. За год сумели локализовать более 2 тыс. наименований комплектующих. И сегодня 80% этого автомобиля производится за счет отечественных деталей. Причем удалось улучшить двигатель, который стал более экономичным, в нем понизились шумовые показатели.
Мосгортранс в марте заключил с госкорпорацией новый контракт (кстати, самый большой в Европе) на закупку тысячи российских элекроавтобусов на сумму свыше 60 млрд руб.
«Мы создали и начали уже серийно выпускать новую большую газотурбину мощностью 110 МВт, — заметил г-н Чемезов. — Раньше эти турбины закупались у Siemens и General Electric. Впервые нашу отечественную турбину устанавливаем на станции „Ударная“, которая строится в Краснодарском крае, и потом будем тиражировать и устанавливать практически на всех строящихся новых станциях».
На завершающей стадии испытания двигателя ПД-8 для самолетов «Суперджет Нью». Лайнер будет оснащен отечественным мотором, полностью российской авионикой и фюзеляжем. Его серийный выпуск начнется в 2024 г.
«Если говорить о фармацевтической продукции, мы разработали новый препарат для лечения иммунодефицита „БиоГам“, — рассказал С. Чемезов. — Он будет использоваться для лечения больных СПИДом, различных инфекционных заболеваний, а также при трансплантации органов. Уже летом ожидаем первые поставки».
Усилия правительства и бизнес-сообщества дают ощутимые результаты. По итогам марта обработка обеспечила рост производства на 1,2% по сравнению с уровнем начала весны 2022 г. и на 3,5% больше показателя докризисного 2021 г.