В Государственной думе рассматривается законопроект № 330129-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект уточняет формы и виды инвестиций для международных холдинговых компаний (МХК) при применении ими налоговых льгот в специальных административных районах (САР).
Законопроект предусматривает и ряд других изменений. В настоящее время документ проходит слушание в комитетах Госдумы, назначен к рассмотрению в весеннюю сессию 2023 г.
Формы инвестиций для МХК
Основные поправки связаны с изменениями в формах инвестиций, которые необходимы МХК для получения налоговых льгот (п. 4 ст. 284.10 НК РФ). К ним относятся:
-
строительство объекта (объектов) социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и (или) инженерной инфраструктур с последующей его передачей в государственную или муниципальную собственность на территории Калининградской области или Приморского края в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока пользования льготами;
-
реконструкция или техническое перевооружение вышеуказанных объектов с передачей результатов работ области, краю или муниципалитету;
-
добровольные денежные взносы и пожертвования специальным организациям, работающим в вышеуказанных инфраструктурах (перечень таких организаций и порядок инвестиций утверждает региональное правительство);
-
передача в собственность машин (кроме легковых), оборудования, инструмента, инвентаря для использования на вышеуказанных объектах.
Передача имущества и результатов работ в государственную или муниципальную собственность не будет облагаться НДС.
МХК сможет заранее согласовать с региональным правительством формы инвестиций. В настоящий момент такое предварительное согласование невозможно, что создает для инвесторов определенные риски, связанные с отказом со стороны властей субъекта признать уже осуществленные инвестиции соответствующими требованиям Налогового кодекса РФ. Для этого не позднее шести месяцев с начала применения льгот МХК обращается в правительство с заявлением; отсутствие возражений со стороны правительства считается согласием. По окончании трехлетнего срока пользования льготами, как и сейчас, МХК должна подтвердить выполнение своей обязанности по осуществлению инвестиций.
Мнение авторов
Если законопроект будет принят в таком виде, то вопрос о частном владении инвестиционными объектами, который часто возникает сейчас у будущих резидентов САР, будет закрыт. Объекты однозначно должны находиться в государственной или муниципальной собственности, что в целом согласуется с режимом любых региональных налоговых льгот.
Рассматриваемый законопроект также существенно упрощает процедуру осуществления инвестиций со стороны МХК для целей получения налоговых льгот. Замена капитальных вложений выплатой денежного взноса значительным образом упрощает процессы реализации инвестиционной программы, поскольку не требует от МХК организации и контроля за осуществлением капитального строительства. Вероятно, самой удобной и быстрой формой инвестиций станут денежные взносы.
Какие еще предложения содержит законопроект
Предлагаются и другие точечные изменения. Одной из таких поправок является предложение о предоставлении возможности международным компаниям, зарегистрированным в 2023 г., приобрести статус МХК в течение года. В законопроекте также предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК), которая редомицилировалась в САР и приобрела статус МК, если в соответствии с ее личным законом она признана недействующим юридическим лицом.
Также в проекте закона идет речь о смягчении требования к штату сотрудников и офисным помещениям в течение первого налогового периода по налогу на прибыль (вместо обязанности соответствовать условиям в течение всего налогового периода достаточно соответствия на каждую дату получения (выплаты) доходов, в отношении которых возможно применение пониженных налоговых ставок, а также на дату окончания периода); продлении до 2028 г. возможности использовать офисные помещения в г. Владивостоке и г. Калининграде для целей применения льгот.
О чем следует подумать при принятии законопроекта
При выборе той или иной формы инвестиций нужно проанализировать возможные последствия и риски, с которыми компания может столкнуться, в частности, при осуществлении строительства и/или капитальных работ на объектах. Это могут быть как вопросы материально-технической базы, регуляторные (получение разрешительной документации и пр.), так и финансовые, налоговые вопросы (вычеты НДС при передаче объектов в государственную или муниципальную собственность, необходимость раздельного учета по НДС и т.п.).