Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 16.03.2023 № Ф04-8076/2022 по делу № А27-25372/2021 разобрался с тем, имеет ли значение класс опасности условий труда для права на санаторно-курортное лечение в рамках финансирования мер по предупреждению производственного травматизма.
Суть дела
Региональное отделение ФСС России (далее — фонд) выделило компании сумму на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. За счет этих средств компания приобрела путевки для двух сотрудников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлен 2-й класс условий труда (допустимые условия труда).
Фонд посчитал приобретение путевок для этих работников нецелевым использованием денежных средств. Компании было предложено возместить фонду излишне понесенные расходы. И поскольку она отказалась добровольно их возмещать, фонд обратился за их взысканием в суд.
Решение первой инстанции и апелляции
Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону компании. Они указали, что положения ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) лишь разграничивают условия труда по степени вредности и (или) опасности. В Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее — Правила), указано, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а не условиями труда. Условия труда и класс опасности для возникновения права на санаторно-курортное лечение значение не имеют.
Позиция кассации
Кассационный суд не согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанций. Проанализировав положения Правил во взаимосвязи со ст. 212, 213 ТК РФ, ст. 14 Закона № 426-ФЗ, приказами Минздрава России от 12.04.2011 № 302н, от 05.05.2016 № 279н, он пришел к выводу, что финансовому обеспечению за счет средств страховых взносов не подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с оптимальными и допустимыми условиями труда, поскольку при них:
-
воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия не превышают безопасные для человека уровни;
-
уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов не превышают допустимые уровни, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (допустимые условия труда).
Утверждение судов, что для финансового обеспечения за счет сумм страховых взносов расходов страхователя на санаторно-курортное лечение работников достаточно наличия на их рабочем месте вредного производственного фактора, а условия труда и класс опасности не имеют значения, не может быть признано верным, поскольку при таком подходе обязанностью фонда станет финансирование путевок на санаторно-курортное лечение практически всех категорий работников, что нивелирует цели, установленные Правилами.
Отметим, что в новых Правилах финансирования мер по предупреждению травматизма, утвержденных приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н, положения, касающиеся расходов на санаторно-курортное лечение работников, не претерпели изменений. Поэтому выводы суда актуальны и для действующих сейчас новых Правил.