Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в секторе услуг вырос в I квартале на 3 п.п. Катализатором роста индикатора стал ожидаемый спрос на услуги в следующем квартале, рванувший вверх сразу на 20 п.п. Самые высокие значения ИПУ зафиксированы в области туризма, страхования, ломбардов, связи и стоматологии.
Основной композитный индикатор исследования Росстата — Индекс предпринимательской уверенности — за три месяца нынешнего года в сфере услуг увеличился по сравнению с предыдущим кварталом на 3 п.п., до –6%.
Анализ динамики ИПУ за последние 11 лет, сделанный экспертами ВШЭ, показал, что такое значение индикатора — весьма приличный результат. За указанный период значение ИПУ колебалось от +10% во II квартале экономически благополучного 2012 г. до –41% в эпицентре коронавирусной атаки весной 2020 г. Нынешнее значение ИПУ — самое высокое для трех месяцев года начиная с 2014 г.
Ответы топ-менеджеров сервисных компаний относительно основных операционных показателей их деятельности (спрос, объем услуг, численность занятых, прибыль, цены, экономическая ситуация) свидетельствуют, что по сравнению с I кварталом прошлого года большинство параметров демонстрирует положительный тренд.
Довольно спокойную динамику продемонстрировали такие чувствительные социальные показатели, как численность занятых и цены на предоставляемые услуги. Причем оценки участников опроса текущей и ожидаемой численности работников на их предприятиях стали одними из лучших за последние десять лет проведения исследований статведомства.
Безусловным лидером по уровню деловой активности среди 14 наблюдаемых подотраслей сферы услуг стал туризм. Позитивные оценки респондентов из туристической отрасли, по мнению ученых «Вышки», укладываются в логику текущих экономических событий. Происходит постепенная переориентация населения с зарубежного туризма на внутренний. По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение цен на транспорт, который используют граждане для проезда к местам отдыха.
Государство предоставляет субсидии как отраслевым компаниям, так и населению для организации внутреннего туризма. Причем сами фирмы, предлагающие туристические услуги, постоянно находят новые управленческие схемы для улучшения сервиса.
На увеличение текущего ИПУ в туристической отрасли заметное влияние также оказали оптимистичные ожидания респондентов относительно роста спроса на услуги своих организаций и улучшение экономической ситуации в целом.
В положительной зоне также держатся страхование, ломбарды, связь и стоматологические услуги. Причем страховые компании, последние десять лет являвшиеся постоянными лидерами отраслевого рейтинга состояния предпринимательского климата, начиная с прошлого года испытывают определенные проблемы со спросом на свои услуги.
Впрочем, в ближайшей перспективе страхование вернет себе лидерство в рейтинге, считают аналитики ВШЭ. Все-таки страховая деятельность представляет собой хорошо отлаженную и довольно консервативную отрасль, не испытывающую глубоких просадок за счет присутствия обязательных видов страхования.
Хорошие позиции в рейтинге у стоматологических услуг также легко объяснимы. Стоматология всегда входила в топ-3 рейтинга делового климата, оставаясь востребованной и во времена кризисов, и в периоды экономического бума. В качестве позитивного фактора здесь можно выделить надежды самих стоматологов на рост спроса на их услуги.