Сектор малого и среднего бизнеса успешно развивается, невзирая на внешние ограничения, подчеркивали участники совещания в Кабинете министров. Объем закупок крупнейших госзаказчиков у МСП увеличился в прошлом году до 7 трлн руб., а их номенклатура расширилась до 1,1 млн позиций. Теперь нужно делать акцент на продвижение мер поддержки в регионах и расширение поставок за рубеж.
Малые и средние предприниматели, по словам вице-премьера Андрея Белоусова, в 2022 г. прошли через много испытаний, связанных с западными санкциями, но продолжили рост. «Во многом это было достигнуто благодаря тому, что в 2020—2022 гг. была реализована достаточно серьезная программа поддержки МСП по поручению президента России», — отметил он.
В предыдущем году по решению правительства квота на закупки у компаний малого и среднего бизнеса увеличилась с 20 до 25%, а также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, входящих в периметр мониторинга Корпорации МСП. Вместе с методической помощью регионам и госкомпаниям такой подход дал существенный прирост объема закупок у малых и средних предприятий.
Суммарный размер закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков по итогам 2022 г. составил рекордные 7 трлн руб. Это на 2,6 трлн больше, чем годом ранее. Закупки провели более 12 тыс. заказчиков, в том числе 9 тыс. — региональных.
Более чем вдвое — до 1,1 млн позиций — расширился перечень закупаемых товаров. Свыше 70% общего объема закупок у МСП составляет продукция производственного назначения, порядка 9% — инновационная, высокотехнологичная. За прошлый год в десять раз выросли закупки в научном и техническом сегментах малого и среднего бизнеса.
В конце прошлого года Корпорация МСП совместно с крупнейшими заказчиками по поручению президента страны запустила новый инструмент поддержки потенциальных поставщиков — программу «выращивания» и заключения офсетных договоров. «Эти меры поддержки предусматривают обязательства заказчика по формированию долгосрочного спроса на продукцию малого и среднего бизнеса и одновременно — обязательства субъекта МСП по инвестированию в создание или модернизацию производства на территории России, — прокомментировал ситуацию директор Корпорации Александр Исаевич. — При участии наших специалистов уже утверждены семь программ „выращивания“ поставщиков, у 27 компаний они находятся в разработке».
Опросы фиксируют рост МСП
Позитивный тренд развития малого и среднего бизнеса подтверждают предпринимательские опросы. Так, Индекс RSBI, представленный в конце апреля Промсвязьбанком совместно с «Опорой России», составил 53,4 балла, что существенно выше границы благоприятного делового климата (50 баллов). Причем индикатор держится в «зеленой» зоне уже четвертый месяц подряд.
Драйвером роста индекса стала компонента «Кадры», которая выросла до максимального значения с лета 2021 г. Доля компаний, которые в ближайшие три месяца планировали набирать новых сотрудников, увеличилась на 4 п.п., до 28%. Доля тех предприятий, где фактически происходил наем работников, увеличилась на 2 п.п. и составила 11%.
Еще одним катализатором роста стал показатель «Инвестиции», который увеличился впервые в 2023 г. На рост этой компоненты повлияло снижение на 2 п.п. доли тех компаний, которые сокращали капвложения в свой бизнес (таких было лишь 8% в отчетном периоде). Кроме того, до 19% выросло количество организаций, где инвестировали в расширение своей деятельности.
Стабильными были ожидания бизнесменов относительно будущих инвестиций: 28% МСП планировали расширение своей деятельности во II квартале. Количество предприятий, которые в ближайшие три месяца собирались сокращать инвестиции, практически не изменилось (5%).
В зоне роста также держался Индекс «Столыпин 2.0», опубликованный в мае Институтом им. Петра Столыпина. Индикатор равнялся 51,18 балла. «Показатели индекса оказались относительно оптимистичными для состояния интенсивной структурной перестройки и противодействия санкциям, — сделал вывод руководитель Института экономики роста Антон Свириденко. — Большинство из них находится в позитивной зоне (выше 50)».
Бизнесмены, опрошенные Институтом им. Петра Столыпина, также продемонстрировали высокий оптимизм (55,8 балла) относительно своих будущих инвестиций. Чуть ниже оказался показатель реально осуществленных капвложений (53,15 балла).
Важная деталь: «столыпинский» опрос показал тенденцию постепенного восстановления спроса. О его повышении заявили 40,9% предпринимателей, о снижении гораздо меньше — 35,1%. О росте прибыльности сообщили 42,4% компаний, о ее сокращении — 37,4%.
Из центра — в регионы, из регионов — за рубеж
Сегодня цели, поставленные в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство», по оценке вице-премьера А. Белоусова, в значительной мере реализованы. Малые и средние компании становятся драйвером структурной перестройки экономики: доля сектора МСП составляет четверть ВВП, в нем трудятся 28 млн человек. Поэтому настало время формировать новые задачи на период 2025—2030 гг.
Минэкономразвития сейчас занимается переформатированием национального проекта. Важнейшее значение приобретает расширение охвата малого и среднего бизнеса мерами господдержки. Если раньше локомотивами были крупные города, столичная агломерация, то сейчас инструменты поддержки, по мнению главы МЭР Максима Решетникова, должны обеспечивать проникновение льготного финансирования и других мер поддержки по всей стране, чтобы предприятиям из относительно небольших городов и сел они стали более доступны.
Например, запуск «зонтичных поручительств» при его активном использовании в регионах позволяет на треть увеличить доступность кредитования малого и среднего бизнеса.
С помощью другого механизма финансовой поддержки МСП — инвестиционных кредитов под 2,5 и 4% годовых — в крупных городах реализуется уже более 500 проектов в приоритетных отраслях, таких как обрабатывающая промышленность, машиностроение, IT, туризм и логистика. Необходимо распространить эти меры на все населенные пункты — средние и небольшие.
Отдельная тема — создание условий для выхода малых и средних компаний на зарубежные рынки. «Здесь у страны очень большой потенциал, — считает А. Белоусов. — Доля малых и средних предпринимателей на внешних рынках растет, но составляет единицы процентов. Большую роль в этом вопросе должны играть субъекты РФ, так как именно у них основной ключ к развитию этих процессов».
Ряд регионов, по словам генерального директора Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероники Никишиной, уже сформулировали в адрес федерального центра свои запросы, связанные с развитием экспорта. Их можно разделить на несколько групп.
«Первая — помощь в решении вопросов логистики, — подчеркнула г-жа Никишина. — Вторая связана с финансированием, в том числе на увеличение размера логистической поддержки экспорта и сохранение финансирования региональных центров поддержки экспорта, которые предоставляют поддержку МСП. Третья группа запросов от регионов — включение их повестки в межправительственные группы для решения вопроса с затруднением доступа нашей продукции на внешние рынки».
РЭЦ намерен собирать оперативную и актуальную информацию по этим направлениям, в частности для включения тематики МСП в соответствующие переговорные повестки со странами, где есть барьеры, препятствующие внешнеторговым сделкам с местными компаниями.