Совершенствование корпоративного управления — задача, которая стоит в стране не первый год. Бизнес постоянно меняется, и регулятор реагирует на эти преобразования. Но в настоящее время помимо «текущего и капитального ремонта» происходит довольно большая перестройка из-за геополитической турбулентности. Какие изменения в корпоративном законодательстве РФ произошли в период санкционного давления и каковы дальнейшие шаги по его реформированию в части обязательных корпоративных процедур, эксперты поговорили на одной из сессий XI Петербургского международного юридического форума.
Говоря о задачах, которые сейчас стоят перед государством в части корпоративного управления, первый замминистра экономического развития РФ Илья Торосов отметил, что, с одной стороны, нужно предпринимать много усилий для того, чтобы защитить российский бизнес, в том числе исторически структурированный через иностранные юрисдикции. С другой, продолжать развивать корпоративное управление, чтобы весь инструментарий, который есть в мировой практике, был и в России.
Замминистра напомнил, что первое, с чем столкнулся бизнес на фоне санкционного давления, — это невозможность создать совет директоров, собрать его, принять решение. Поэтому первым шагом, который сделало правительство в 2022 г. для помощи компаниям в решении этих проблем, стали меры по упрощению формирования органов управления.
«Мы понимаем сейчас, что маловероятно, что давление закончится завтра и даже в следующем году. Здесь перед нами стоял тяжелый выбор — давать полномочия акционерам, которые были структурированы через офшорные юрисдикции, здесь напрямую в Российской Федерации в полном объеме или нет», — отметил И. Торосов. По его словам, думая в этом направлении, в Минэкономразвития пришли к выводу, что нельзя лишить предпринимателей возможности нормального управления своим бизнесом на ближайшие годы, а значит, такие полномочия акционерам дать нужно.
В ведомстве подготовили соответствующую инициативу и рассчитывают, что она будет рассмотрена на площадках правительства и в Государственной думе, а может, даже принята уже в этом году. По словам замминистра, начинать изменения нужно с самого простого — механизма КИК (контролируемая иностранная компания), который уже принят. Среди предложений ведомства — снизить порог участия российского бенефициара КИК с 50 до 30%, который может воспользоваться этой нормой для получения права акционера в российской компании.
Более того, в министерстве предлагают расширить эти права. «Если нет (и это ключевое) спора в суде, дать возможность изменять или дополнять устав, утверждать устав в новой редакции или досрочно прекращать полномочия органов управления», — уточнил И. Торосов. Также в министерстве предлагают дать возможность воспользоваться этим механизмом и публичным обществам (ПАО).
Напомним, чтобы воспользоваться механизмом прямого получения права бенефициара в отечественных компаниях, нужно было раскрыть информацию о КИК Федеральной налоговой службе (ФНС) по итогам 2021 г. Минэкономразвития предлагает распространить принятые меры на КИКи, информация о которых была заявлена позже, и в целом продлить действие механизма на 2024 г.
Самая интересная инициатива от Минэкономразвития, по мнению его представителя, — судебный порядок раздельной выплаты дивидендов. Сейчас дивиденды попадают, если они идут в иностранную юрисдикцию, или на счет «С» или, если комиссия по иностранным инвестициям примет соответствующее решение, — в офшорную юрисдикцию. Там они очень часто замораживаются, то есть не поступают российским бенефициарам.
Согласно предлагаемому министерством порядку, если принято решение о выплате дивидендов, то они будут выплачиваться в полном объеме, но на ту долю, которую российский бенефициар докажет, что он ей в иностранной юрисдикции косвенно владеет, например, по 30, 40, 50%. Выплаты бенефициар сможет получить в российской юрисдикции на тот счет, который сам укажет. При этом выплата другой части будет происходить на счет «С» или, если комиссия по иностранным инвестициям примет соответствующее решение, напрямую в иностранную юрисдикцию.
И еще один планируемый к запуску механизм — получение полноценных прав акционера в российской юрисдикции в судебном порядке. И. Торосов уверен, что те меры, которые уже приняты и начнут действовать в скором времени, позволят практически полностью решить проблемы бизнеса в сфере корпоративного управления, возникшие из-за санкций.
Постановление № 351 продлевать не планируется
Андрей Медведев, директор юридического департамента Центрального банка РФ, отметил, что корпоративный ландшафт значимо изменился за истекшие полтора года. Изменилась как таковая среда, которая формирует новые цели и задачи, новый фокус. Ключевым приоритетом сейчас для Банка России является восстановление доверия инвесторов к корпоративной системе финансового рынка. Вторая ключевая задача — повышение эффективности внутренних процессов. «Как мне кажется, эти две задачи могут решаться только в рамках корпоративных процедур», — сказал представитель ЦБ.
Говоря о решениях, которые уже были приняты, эксперт назвал некоторые из них «инновационными в юридическом плане». «Какие времена, такие решения. Мы не могли позволить утратить систему корпоративного управления, развитие данных мер продолжается», — сказал А. Медведев.
Он обратил внимание, что те риски, с которыми бизнес столкнулся в марте прошлого года, были практически непредсказуемыми. Все меры, которые предпринимало государство, были направлены на обеспечение стабилизации и недопущение утраты управления компаниями. Это были временные меры, но объективно объем прав миноритарного инвестора при этом уменьшился, хотя, с другой стороны, возросла роль других институтов.
Например, возросла роль отсутствия раскрытия информации таких институтов, как кредитно-рейтинговые агентства, которые хоть какой-то ориентир дают по качеству ценной бумаги, по эффективности корпоративного управления, значимо возросла роль аудиторов. Сейчас информация, которая раньше публично раскрывалась, в большей степени закрыта. И в таких условиях восстановление доверия является крайне затруднительным, полагают в ЦБ.
«Мы совместно с Минфином, с Минэком прорабатывали подходы и достигли согласия, что действующие наставления постановления Правительства РФ № 351 пролонгироваться не будут», — сообщил А. Медведев. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 12.03.2022, согласно которому организации — эмитенты ценных бумаг смогут не раскрывать частично или в полном объеме корпоративную информацию вплоть до 1 июля 2023 г.
Также спикер обратил внимание на постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 400. Оно устанавливает случаи, в которых информация, подлежащая раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями законодательства, может раскрываться и предоставляться эмитентом в ограниченных составе и объеме. В ЦБ считают, что этот нормативный акт нужно дорабатывать.
«Объем раскрываемой информации является ключевым условием для восстановления доверия со стороны инвесторов к российскому финансовому рынку. Поэтому информацию раскрывать надо. Конечно, это нужно делать с оглядкой на потенциальный риск», — отметил директор юридического департамента Центробанка. Он уверен, что можно найти правильный баланс интересов, когда информация, необходимая для совершения осознанных действий на фондовом рынке, раскрывается и в то же время корпораты, руководители и т.д. не ставятся под угрозу.
За продление постановления № 351 активно выступает бизнес. «Вы абсолютно правы, что в основе доверия лежит предоставление информации. Но бизнес пока считает, как мне кажется, что хорошо было бы продлить послабления, возможность нераскрытия информации по деятельности ПАО еще хотя бы на год», — обратился к регуляторам в ходе сессии Андрей Бугров, председатель совета директоров ПАО «ГМК „Норильский никель“».
При этом он оговорился, что, конечно, инвесторам необходимы сведения и данные, но многие розничные инвесторы даже не знают, что такое МСФО, уж не говоря о том, чтобы эти данные изучить. Представитель бизнеса подчеркнул, что иностранный free-float (акции в свободном обращении) практически исчез. 80% акционеров — это розничные инвесторы.
«У нас в компании за год на 150 тысяч увеличилось число физиков, которые стали владельцами акций», — сказал А. Бугров. Он подчеркнул, что надо искать компромисс между достаточностью и эффективностью информации. Компании не хотят подставлять себя, раскрывая слишком много информации.
«Мы все-таки строим открытую экономику, и финансовый рынок должен иметь информацию. Каждую неделю кто-то из бизнеса обращается по этому вопросу», — обозначил свою позицию И. Торосов. Эта тема довольно жесткая, но продлевать постановление № 351 не нужно, а нужно идти через механизм конкретизации, какую информацию оставлять открытой, а какую скрывать.
Елена Борисенко, заместитель председателя правления АО «Газпромбанк», отметила, что с контрсанкционной точки зрения, когда есть право закрывать все, — это более безопасный для бизнеса путь, чем когда закрываются отдельные кусочки. «Потому что эти кусочки становятся наводкой для изучения того, что недружественные коллеги должны изучить. В этом смысле методология по узким строкам по нераскрытию может оказаться тоже достаточно сложной. Поэтому я думаю, что это точно требует большого обсуждения», — заключила она.
Функция оценки рисков радикально усилилась
В своем выступлении Андрей Бугров отметил, что в настоящее время произошло радикальное усиление функции оценки рисков и управления ими. Это касается всей повестки операционной деятельности компании. Советы директоров в практически бесперебойном ритме заняты решением следующих задач:
-
приобретение оборудования и запчастей;
-
бесперебойное функционирование логистических цепочек;
-
мониторинг клиентской базы (потребителей) и сохранение инвестиционных контрактов;
-
структурирование новых каналов экспорта и импорта с особым вниманием к вторичным санкциям против дружественных и нейтральных стран;
-
мониторинг внешних рынков и организованных действий по вытеснению отечественной продукции с традиционных рынков сбыта;
-
анализ технологических сдвигов на рынках, требующих обновления существующего производства;
-
поиск новых источников внешнего финансирования;
-
сохранение внимания к повестке действий по ESG.
А. Бугров также обозначил проблемы корпоративного управления, решения которых ожидает бизнес. Пока до конца не решен вопрос о «потерянных» акционерах. По различным оценкам количество «потерянных» акционеров в России только среди физических лиц может составлять 6 млн человек.
Вторая задача в сфере корпоративного управления на уровне каждой отдельно взятой корпорации — это обеспечение стабильной работы органов управления. «Здесь мы с вами столкнулись в 2022 г. с выбыванием членов советов директоров в таком объеме, что работа публичных обществ оказалась практически заблокированной. Такого быть не должно», — отметил представитель «Норильского никеля».
По его словам, поэтому в текущем и следующем году предстоит работа по подготовке законопроекта по статусу выбывших членов совета. Сейчас, если кто-то выпал по какой-либо причине, надо собирать общее внеочередное собрание по замене этого члена совета, весь совет уходит в отставку и проходят новые выборы, что довольно неудобно.
В течение этого года проходит эксперимент по расширению полномочий членов совета директоров на трехлетний период. «Посмотрим: сколько компаний этим воспользуется, какая будет реакция на рынке. Пока только очевидно, что резко против выступают только миноритарии, поскольку они считают, что сужаются их возможности быть представленными в совете и влиять на решения, которые рассматривают советы», — рассказал А. Бугров.
Третья тема, которая близка, на взгляд эксперта, к своему разрешению, — эта тема «матрешек». В 1995 г. был введен запрет на структуру владения типа «общество A владеет 100% общества B, которое владеет 100% общества C». Но сейчас компании нашли способы соблюсти этот запрет формально, не нарушая его по сути.
Вместе с тем бизнес ждет выполнения таких задач дорожной карты, как отмена преимущественного права выкупа доли в обществах с ограниченной ответственностью и расширение инструментов корпоративного управления для структурирования бизнеса, а также повышения его управляемости в условиях санкционного давления. В частности, развития уже введенного инструмента обратного выкупа акций и дальнейшего упрощения процедур возвращения российского бизнеса из иностранных юрисдикций. «Эта работа идет максимально быстрыми темпами», — сообщил А. Бугров.
Субсидиарная ответственность: растет число необоснованных заявлений
Елена Борисенко в своем выступлении посетовала на существенный рост рисков. В условиях ограничений бизнес принимает решения, которые «обычным взглядом мирной жизни» сложно обосновать, потому что зачастую это сложные структурирования, конструкции, передачи имущества иным лицам вроде бы как без какой-то экономической целесообразности, и все это формально подпадает под критерии подозрительных, неправильных сделок.
С другой стороны, происходит поступательный рост как рассмотренных, так и удовлетворенных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности. «Мы говорим о том, что сегодняшние должностные лица, принимая решение, находятся в постоянном риске привлечения к ответственности. Причем зачастую арбитражными управляющими подаются иски, даже абсолютно необоснованные, по огромному кругу лиц. И, может быть, суд и откажет в удовлетворении этого требования, но на протяжении долгого времени ответчик будет находиться под бременем возможных обеспечительных мер, судебных расходов и так далее», — сказала зампредседателя правления Газпромбанка.
Она обратилась к регуляторам с просьбой о том, чтобы были какие-то четкие критерии случаев, когда можно подавать соответствующее заявление. Это позволит исключить необоснованные, в том числе безрезультатные для заявителя процессы, чтобы не мучить должностных лиц бесконечными процессами по субсидиарке.
Также Е. Борисенко отметила, что все это происходит на фоне давно назревших проблем со страхованием ответственности, которое до сих пор не работает. По словам эксперта, те договоры страхования, которые сегодня в российском праве заключаются, не проходят реальное исполнение — страховщики отказывают в выплатах.
Не менее важный вопрос — индемнити (договорные обещания компенсации убытков, возникающих в связи с каким-либо определенным случаем или обстоятельством). Компании сталкиваются с тем, что на сегодняшний день, привлекая кого-то в совет директоров, им нельзя дать индемнити в российском праве, хотя бы потому, что соглашение о возмещении потерь содержит положения о допустимости возмещения потерь только между сторонами обязательственных отношений. И еще потому, что по законодательству это возможно только в отношении субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью, а сотрудник, физлицо, может и не быть предпринимателем.
«Деятельность в совете директоров не является предпринимательской, поэтому, по сути дела, мы говорим о том, что у нас высокорисковые ситуации для принятия очень важных и серьезных бизнес-решений с очень расширенным институтом ответственности для должностных лиц при отсутствии механизмов, митигирующих и обеспечивающих их защиту в случае, например, привлечения к ответственности, в виде страхования или института индемнити», — заключила Е. Борисенко. Она опасается, что через какое-то время такого правоприменения, с таким ростом решений судов о привлечении к ответственности добросовестные, честные квалифицированные кадры будут отказываться от этих позиций.
Заявления о субсидиарной ответственности и акты о привлечении, 2015—2022 гг. (таблица)
|
X—XII.2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Подано заявлений |
444 |
2699 |
3652 |
5107 |
6103 |
6635 |
6835 |
7259 |
Акты о привлечении |
18 |
439 |
821 |
1960 |
2500 |
2594 |
3147 |
3385 |
Соотношение |
4% |
16% |
22% |
38% |
41% |
39% |
46% |
47% |
Размер ответственности, млрд руб. |
3,1 |
70,6 |
103,2 |
330,3 |
440,5 |
395,3 |
513,4 |
425,5 |
Количество привлеченных лиц |
19 |
521 |
969 |
2592 |
3401 |
3191 |
4792 |
5132 |
Источник: Федресурс