Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 23.03.2023 № Ф07-2623/2023 по делу № А56-81476/2022 разобрался с тем, вправе ли были налоговики провести выездную проверку по истечении двухмесячного срока с момента опубликования сообщения о ликвидации компании.
Суть дела
Единственный учредитель компании, являющейся малым предприятием, 7 февраля 2022 г. принял решение о добровольной ликвидации компании и назначении ликвидатора. Об этом 15 февраля внесена запись в ЕГРЮЛ.
Инспекцией 13 мая 2022 г. была выдана справка об отсутствии у компании неисполненной обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней и штрафов. Однако 9 июня 2022 г. ею было принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении компании по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 1 января 2019 г. по 15 февраля 2022 г. В решении указано, что проверка назначена в связи с ликвидацией компании.
Компания посчитала назначение проверки необоснованным, поскольку в двухмесячный срок после опубликования сведений о начале процедуры ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» инспекция не предъявляла требований к ликвидатору. Она обратилась в суд с требованием признать решение о проведении выездной налоговой проверки недействительным.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону инспекции. Они не усмотрели нарушения налоговым органом требований ст. 89 НК РФ при вынесении оспариваемого решения о проведении выездной налоговой проверки.
Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Налоговым кодексом предусмотрены особенности исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и т.д. при ликвидации организации, которые в том числе предполагают право на проведение выездной проверки независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки, а также исполнение обязанности по уплате недоимки ликвидационной комиссией с учетом очередности исполнения требований кредиторов (ст. 49 и 89 НК РФ).
Суды указали, что нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок проведения выездной налоговой проверки в случае ликвидации компании, не могут быть истолкованы таким образом, что если налоговая не воспользовалась своим правом на проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией налогоплательщика в срок, установленный в ст. 63 ГК РФ, то она утрачивает право на проведение такой проверки.
Принятие решения о добровольной ликвидации не лишает компанию статуса налогоплательщика, то есть участника отношений, регулируемых налоговым законодательством по смыслу ст. 9 НК РФ. В период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогового законодательства, в том числе путем проведения выездной проверки. Законодатель не установил ограничений по сроку проведения таких проверок.
В силу п. 11 ст. 89 НК РФ выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Таким образом, при принятии решения о ликвидации организации решение инспекции о проведении выездной проверки соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы компании.