В единении — сила, говорили древние, и этот принцип очень актуален для успешного экономического развития государств Евразийского союза. Они активно формируют совместную цифровую инфраструктуру и борются за технологический суверенитет. Общий транспортный каркас вместе с формированием евразийских институтов создает прочную основу продвижения их экономик вперед и вверх.
Несмотря на сложные, порой драматические международные условия, ЕАЭС, по оценке главы РСПП Александра Шохина, выступившего модератором пленарного заседания Евразийского экономического форума, продолжает динамично развиваться. «Это, безусловно, находит отражение и в конкретных показателях, — отметил руководитель бизнес-объединения. — Взаимная торговля растет: в 2022 г. она увеличилась более чем на 10% и превысила 80 млрд условных единиц — долларов. При этом по отдельным странам имел место даже кратный рост. Инвестиции также динамично развивались: по оценкам Евразийского банка развития, взаимные прямые иностранные инвестиции в середине прошлого года превысили 26 млрд долл.».
На международной арене, по словам президента России Владимира Путина, происходят действительно глубокие, фундаментальные перемены. Все больше государств берут курс на проведение самостоятельной, независимой внутренней и внешней политики, придерживаются собственной модели развития. Все они выступают за построение новой, более справедливой архитектуры международных экономических отношений, расширяют сеть партнерских связей, основанных на взаимной выгоде, уважении и учете интересов друг друга. И здесь ЕАЭК движется полностью в русле современных позитивных трендов.
Евразийский экономический союз, по мнению вице-премьера российского правительства, председателя совета Евразийской экономической комиссии Алексея Оверчука, доказал свою жизнеспособность. «У нас — низкий уровень безработицы, хорошая самообеспеченность ресурсами, энергетическая безопасность, низкая инфляция, собственная независимая платежная система, — перечислил ряд преимуществ г-н Оверчук. — У нас — общий язык общения, что является нашим колоссальным преимуществом. Это все позиционирует ЕАЭС для того, чтобы здесь реализовать весь свой потенциал и превратить наш Союз в безопасный макрорегион Евразии. Приоритеты российского председательства на это и нацелены».
Импортозамещение — в аспекте Евразийского союза
Цифровая повестка Союза, по убеждению Президента Республики Беларуси Александра Лукашенко, требует существенной актуализации. «В первую очередь это касается интегрированной информационной системы ЕЭК, которая обеспечивает совместную работу государственных информационных ресурсов и систем государств нашего Союза, — обратил внимание г-н Лукашенко. — Это должны создавать и контролировать мы, не отдавая на откуп американцам или Западу, европейцам, как это было раньше. Подготовленные кадры и материально-техническая база у нас есть. Люди готовы в этом направлении работать».
Странам Евразийского союза, по выражению министра по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Вароса Симоняна, нельзя изолироваться друг от друга и не стоит конкурировать внутри объединения.
«Мы должны выступать как единое целое, — сделал вывод г-н Симонян. — Цифровизацию мы видим не только в контексте обеспечения цифрового каркаса, но и как хороший инструментарий для поднятия экономик и для устранения барьеров. Для укрепления цифрового суверенитета нам необходимо активно использовать научно-техническую базу, которая существует в наших странах, взаимодополняя друг друга, используя все кооперационные возможности».
Стейкхолдеры цифровой отрасли сошлись во мнении, что по отдельности государства ЕАЭС не могут полноценно обеспечить импортозамещение в IT-сфере. «Реализация серьезных проектов в рамках одной страны, как правило, нецелесообразна, исходя из того, что будет затрачено много сил, а эффект будет небольшой», — отметил заместитель министра связи и информатизации Республики Беларуси Павел Ткач.
Ориентация на импортозамещение в пределах своей страны — тупиковый путь развития, заявил вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Асхат Оразбек. «История показывает, что любая изоляция постепенно приводит к деградации, — сделал он исторический экскурс. — Мне кажется, нужно рассматривать импортонезависимость, импортозамещение в более широком аспекте, в аспекте Евразийского экономического союза».
Эту позицию поддержала и заместитель министра цифрового развития Кыргызской Республики Индира Шаршенова: «Если мы возьмем и аккумулируем наши возможности, перераспределим наши функции, мне кажется, мы очень удачно выйдем из сложившейся непростой ситуации».
Ключевым драйвером развития на перспективу, по мнению председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, является инвестиционная деятельность. «Необходима общесоюзная программа импортозамещения, — подчеркнул ветеран евразийской интеграции. — Технологический суверенитет предполагает решение масштабных задач по развитию электроники, станкостроения, производства лекарств, созданию химических и биологических предприятий, высоких технологий».
Нужно быстрее определяться с источниками финансирования и мотивационными механизмами в этих целях, уверен г-н Мясникович. Страны ЕАЭС обладают соответствующими компетенциями, поэтому в ближайшее время необходимы конкретные поручения глав государств по решению этих задач объединенными усилиями. А комиссия может организовать эту работу и примет в ней самое активное участие.
Совместная инвестиционная деятельность и создание на рыночных взаимовыгодных принципах мощных трансъевразийских компаний повысят конкурентоспособность экономик стран ЕАЭС и укрепят сопряжение государств — членов Союза за счет коммерческой выгоды участников.
Опора на транспорт и институты
Колоссальный географический охват Евразийского союза создает безусловные территориальные преимущества, поэтому страны ЕАЭК, по оценке Президента Республики Казахстан Касыма-Жомарта Токаева, придают особое значение развитию транспортной инфраструктуры. «Здесь мы работаем сразу на двух уровнях: внутрисоюзном, по линии интеграции стран-участниц в сфере транспорта и коммуникаций, и второй уровень — это международный, в рамках реализации международной повестки развития сотрудничества в сфере транспорта и логистики с третьими странами», — заметил г-н Токаев.
События прошедшего года наглядно продемонстрировали важность развития транспортного коридора «Север — Юг» как ключевого элемента новой глобальной логистики. Данный меридиональный коридор согласовывается с широтным Транскаспийским международным транспортным маршрутом. Поэтому возникает значительная синергия в скоординированном и системном развитии обоих маршрутов.
«Это не только точка роста для промышленности, транспорта и экономики. Данные маршруты способны в корне поменять уровень взаимодействия и кооперации внутри огромной Евразии, — спрогнозировал глава Казахстана. — Я об этом говорю не случайно, а поскольку именно транспорт и логистика сейчас выдвигаются на первый план международного сотрудничества».
На международной арене идет острая борьба за обладание транспортными маршрутами и логистикой. В то же время это прибыльный бизнес для всех государств. «Я думаю, что Евразийский экономический союз должен сыграть важную, положительную роль в этом направлении», — уверен К.-Ж. Токаев.
Безусловную важность создания общих евразийских институтов подчеркнул глава Кыргызской Республики Садыр Жапаров: «Хочу отметить, что неизменным приоритетом нашей страны в Союзе является усиление роли Евразийской экономической комиссии и Суда ЕАЭС в части устранения барьеров на внутреннем рынке нашего объединения».
Эти институты должны стать действенными наднациональными органами, способными оперативно решать спорные ситуации в передвижении товаров и услуг. Они должны иметь полномочия по проведению расследований о нарушении государствами-членами права ЕАЭС с установлением четких сроков для их устранения, а также возможностью подачи исков в суд Союза о неисполнении подобных решений.
Такие институты, как евразийские рейтинговое агентство и перестраховочная компания, с учетом складывающейся ситуации, в том числе различных внешних ограничений, становятся особенно востребованными для компаний, финансовых структур и государственных организаций.
«Я уверен, что защита интересов бизнеса и их поддержка со стороны государства является приоритетной задачей во всех странах ЕАЭС, — подчеркнул г-н Жапаров. — В этом плане полагаю необходимым проработать вопрос целесообразности учреждения института бизнес-омбудсмена в Союзе. Создание такого института, по моему мнению, способствует усилению потенциала бизнеса, учета мнения и защите прав субъектов предпринимательства. В конечном итоге такой институт поможет нам минимизировать барьеры на внутреннем рынке Союза и сформировать механизм досудебного решения возникающих вопросов».