Президент поддержал реформу РОП. Новый закон может вступить в силу с 2024 г.

| статьи | печать

В России продолжается реформа отрасли по обращению с отходами. Чтобы сделать ее работу эффективной, кабмин утвердил концепцию совершенствования института расширенной ответственности производителей (РОП) и разработал соответствующий законопроект. Об этом на совещании президента с членами правительства заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. Она считает, что внесенный в апреле в Госдуму законопроект должен быть принят в приоритетном порядке и заработать с 2024 г. Глава государства с этой позицией согласился.

Виктория Абрамченко на совещании пояснила, что смысл расширенной ответственности — в обязанности производителей и импортеров товаров утилизировать их после утраты потребительских свойств. Утилизировать — это значит дать отходам вторую жизнь, извлечь полезные фракции, вовлечь в оборот в рамках экономики замкнутого цикла. «Наша цель — к 2030 г. снизить объем захоронения соответствующих отходов в два раза», — подчеркнула вице-премьер.

При этом она напомнила, что обязанность для бизнеса по утилизации была введена законом еще в конце 2014 г., но установленные законом правила позволяли недобросовестным участникам рынка уклоняться от исполнения обязанностей по утилизации и не платить при этом экологический сбор. У контролирующих органов не было необходимых инструментов для привлечения таких предпринимателей к ответственности. В итоге основная нагрузка по обращению с коммунальными отходами через тариф ложится на плечи граждан.

Так, в прошлом году расчетная плата граждан за обращение с ТКО составила порядка 175 млрд руб., а размер зачисленного в бюджет экологического сбора, поступившего от бизнеса, не превышает 4 млрд руб. — разница колоссальная. Именно поэтому правительство утвердило Концепцию совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки и разработало соответствующий законопроект.

Масштабная работа по анализу существующей системы, выявлению недостатков и подготовке реформы велась с привлечением отраслевых экспертов. По словам В. Абрамченко, за три года это самый сложный законопроект в экологической повестке. 25 апреля правительство внесло проект этого закона в Государственную Думу.

Основные параметры реформы и положения законопроекта

Первое, что сделали авторы реформы, — перенесли обязанность по утилизации с производителей товаров на производителей упаковки. При принятии этого решения власти руководствовались тем, что большинство отходов — это именно упаковка, а не товар, который был в употреблении. По данным отраслевой отчетности, половина всего объема коммунальных отходов — упаковка.

При этом ее объем в отходах постоянно растет в связи с развитием электронной коммерции и сервисов доставки. «Таким образом, мы освободим производителей продуктов питания и других товаров от необходимости заниматься утилизацией или платить экосбор за упаковочные материалы. Это решение также будет стимулировать производителей упаковки развивать самостоятельную утилизацию и выпускать более экологичные виды упаковки», — отметила вице-премьер.

Обязанность утилизировать весь выпущенный объем упаковки устанавливается прямой нормой закона с 1 января 2027 г., чтобы производители могли подготовиться. До этой даты предлагается плановое повышение нормативов утилизации до 55% в 2025 г. и до 75% — в 2026 г. Нормативы утилизации на другие виды товаров, например текстиль, электронную технику, шины, будут устанавливаться актом правительства.

Еще одно изменение касается надзора за утилизацией и совершенствования системы администрирования. «Одной из „серых зон“ действующего института РОП является отсутствие инструментов контроля, а также выпуск фиктивных актов утилизации. Часто по документам упаковка и товары утилизированы, а по факту они выбрасываются на свалки», — пояснила необходимость нововведений В. Абрамченко.

Поэтому в кабмине предусмотрели модернизацию информационной системы и создание реестра предприятий-утилизаторов. В систему будут погружены данные о мощностях утилизаторов и о принятом объеме отходов. Если утилизатор выпустил акты на больший объем отходов, чем позволяют его мощности, система сможет это распознать. Предполагается, что таким образом Росприроднадзор будет выявлять недобросовестные компании и контролировать реальную утилизацию отходов. Кроме того, исключается возможность утилизации через посредников, не имеющих мощностей для переработки отходов.

Еще одна важная поправка — вводится стимулирование использования перерабатываемых и экологичных материа­лов за счет дифференциации ставок экологического сбора. Зачастую производители руководствуются лишь маркетинговыми целями, излишне усложняют упаковку. Именно поэтому важно предусмотреть экономический стимул перехода от неэкологичной упаковки к ее перерабатываемой альтернативе.

Ставки экосбора будут определяться путем умножения базовой ставки на коэффициенты, учитывающие сложность извлечения отходов и наличие технологий утилизации с учетом возможных циклов переработки отходов, то есть чем экологичнее товар, тем меньше ставка.

Утверждение методики расчета ставок для сбора позволит установить прозрачную систему их формирования как для государства, так и для бизнеса и будет стимулировать производителей переходить на более экологичные альтернативы. «Реформирование механизма РОП приведет к развитию самостоятельной утилизации, оптимизации упаковочных решений и снижению полигонного захоронения отходов. В совокупности с другими предпринимаемыми правительством мерами новый механизм РОП будет способствовать переходу к экономике замкнутого круга уже к 2030 г.», — заключила зампред правительства.

При этом она подчеркнула, что крайне важно обеспечить вступление закона в силу с 1 января 2024 г. «Мы должны создать институт утилизаторов, выстроить прозрачный механизм администрирования РОП. Поэтому прошу вашего поручения о приоритетном рассмотрении проекта в период весенней сессии», — попросила В. Абрамченко президента.

Глава государства отнесся к этой просьбе положительно. «Я думаю, так и нужно будет сделать, так и поступим. Работа проведена большая. Подход, что называется, к снаряду уже давно начался, вы сейчас об этом сказали, с 2014 г. Ничего неожиданного для участников этого процесса нет, все должны быть к этому готовы, поэтому не вижу оснований перекладывать. Согласен абсолютно, полностью», — ответил В. Путин.

Половина производителей не знают о РОП

Проблемы, тормозящие реализацию и работу механизма РОП, активно обсуждаются на разных площадках. Так, на первом заседании Комиссии по утилизации, входящей в структуру Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, руководитель отдела аудита Корпорации «Экосфера» Александр Куриляк рассказал о результатах исследования рынка на основе работы цифровой платформы по реализации услуги РОП Smart Eco Systems. Оно выявило ряд ключевых проблем в отрасли утилизации.

Так, за шесть месяцев площадка SES привлекла 5210 компаний-производителей и импортеров товаров и упаковки. При этом, по данным экспертов, половина из них не знают о РОП и не выполняют предусмотренные этим механизмом обязанности. Добросовестно закрывают норматив всего 20% компаний, остальные либо платят экосбор, либо же, по оценкам SES, занимаются так называемой «бумажной утилизацией», то есть документальным подлогом сведений, касающихся движения отходов.

Что же касается утилизаторов, то из 3890 привлеченных компаний 30% осведомлены о РОП, но не работали с ней, столько же находятся в «серой» зоне и не готовы из нее выходить. 25% пытаются работать в системе, но делают это нерегулярно, и только 15% утилизаторов знают и добросовестно выполняют РОП.

«Основной проблемой РОП в России по-прежнему является отсутствие четкого понимания ее основных принципов участниками процесса. Есть сложности с трактовкой в действующих нормативно-правовых актах и иных профильных документах самого понятия „утилизация“ с технологической точки зрения и того, кто и каким образом должен ею заниматься», — подчеркнул А. Куриляк. Также он отметил, что нередки примеры, когда характер выполняемой деятельности определяет решение суда.

Для преодоления этих барьеров команда экспертов ведет серьезную работу. В частности, в июле 2022 г. SES был запущен специальный конвертер кодов ОКПД и ФККО, когда товар переходит в отход и далее в продукт утилизации. На данный момент он активно применяется, регулярно обновляется, а также по нему собирается информация и обратная связь от представителей отрасли.

Эксперты рассчитывают, что новый законопроект о РОП и совместная работа членов комиссии по утилизации поможет решить накопившиеся проблемы.


К сведению

Экоповестка не теряет актуальности

Экологическая повестка остается в тренде, несмотря на текущую социально-экономическую ситуацию в мире. Мусорная реформа — одно из важнейших ее направлений. По поручению Президента РФ Владимира Путина уже к 2030 г. 100% твердых коммунальных отходов должны проходить сортировку, а на захоронение направляться не больше половины от общего объема. То есть 50% отходов станут сырьем для введения во вторичный оборот.

Для выполнения этого требования в стране создается необходимая для обращения с отходами инфраструктура. По данным кабмина, за три года создано 211 объектов мощностью 19 млн т в год для сортировки, 5 млн т в год для утилизации. Сейчас более 50% ТКО отправляется на обработку и практически 12% — утилизируется.

Формируются меры поддержки для создания объектов обращения с ТКО в регионах, в их числе субсидии и концессионные соглашения. Уже подписаны 34 концессионных соглашения на создание объектов мощностью 4,6 млн т год с общим объемом инвестиций 80,2 млрд руб. в 19 регионах страны.

В 2022 г. объем государственной поддержки проектов в сфере обращения с ТКО составил почти 12 млрд руб., что позволило профинансировать создание объектов в шести регионах страны. В этом году планируется направить 11 млрд руб. для финансирования 28 инвестиционных проектов в 19 регионах.

Дополнительно 4,4 млрд руб. будут направлены в виде прямых субсидий на реализацию трех проектов в Республике Дагестан, Мордовии, Псковской области.

«Каждый год не менее 100 млрд руб. вкладываются в улучшение и сохранение окружающей среды. И большая часть финансирования — почти 65% — идет непосредственно в регионы», — отметил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов на заседании комиссии Государственного совета России по направлению «Экология и природные ресурсы» 25 мая. Он рассказал о результатах, которых удалось достичь в регионах по этому направлению благодаря федеральной поддержке. В частности, федеральный проект «Чистая страна» реализуется в 67 субъектах. На сегодняшний день уже ликвидированы 58 свалок и 74 опасных объекта.

Глава Минприроды России подчеркнул, что после 2024 г. ликвидация опасных объектов продолжится по федеральному проекту «Генеральная уборка». В его рамках будут утилизированы затонувшие корабли и законсервированы заброшенные нефтяные скважины.

«Сейчас идет инвентаризация почти 2 тыс. мест, где складированы различные отходы. Списки составлены на основе заявок регионов, состояние объектов оценивает Росприроднадзор и Роспотребнадзор. После будет сделана приоритизация, чтобы в первую очередь ликвидировать те объекты, которые негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека», — отметил А. Козлов. Он обратил внимание, что один из наиболее крупных проектов, которые сегодня реализуются во всех регионах страны, — создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

За его реализацию отвечает Российский экологический оператор. «Чтобы снизить захоронение ТКО в два раза и обеспечить стопроцентную сортировку, нам нужно еще больше инфраструктуры», — заявил глава Минприроды России. В свою очередь, глава ППК РЭО Денис Буцаев отметил, что на сегодняшний день не все регионы в стране приступили к работе по созданию мощностей для обработки отходов. В 11 субъектах такая работа до сих пор не налажена.

Правительство запускает льготную кредитную программу для участников федерального проекта «Чистый воздух»

Предприятия топливно-энергетического комплекса в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» смогут получить льготные кредиты на мероприятия по снижению объемов вредных выбросов в атмосферу. Постановление о правилах субсидирования новой программы подписал премьер-министр Михаил Мишустин (от 06.05.2023 № 709).

Ставка по таким кредитам составит 3% годовых, разница будет субсидироваться государством до конца 2024 г. Льготное финансирование можно получить на модернизацию объектов электрогенерации и теплоснабжения, в том числе на внедрение специального оборудования по улавливанию и утилизации вредных веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферу. Доступные заемные средства позволят ускорить эту работу.

Льготные кредиты будут доступны для предприятий, расположенных в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. В этих городах с 2019 г. проходит эксперимент по квотированию вредных выбросов в атмосферу. Его цель — сократить количество таких выбросов и улучшить состояние окружающей среды.

Финансирование новой кредитной программы будет идти в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Предполагается, что в 2023—2024 гг. общий объем субсидирования льготных кредитов может дойти до 3,4 млрд руб.

Комментарий эксперта

В своем текущем виде законопроект предполагает следующие ключевые изменения:

  • ответственность за утилизацию упаковки товаров, произведенных в России, переносится непосредственно на производителей упаковки. На сегодняшний день за это отвечают производители товаров. Благодаря этому существенно сократится количество субъектов регулирования — с нескольких миллионов до десятков тысяч;

  • поэтапное введение норматива переработки упаковки: в 2024 г. в размере, определенном Правительством РФ, в 2025 г. — 55%, в 2026 г. — 75%. Начиная с 1 января 2027 г. производители и импортеры упаковки будут обязаны обеспечивать утилизацию 100% массы упаковки, произведенной на территории России либо ввезенной из-за границы.

Согласно действующим правилам обязанность по обеспечению утилизации возникает у производителя в момент первичной реализации товара на территории РФ. Изменения предлагают установить момент возникновения обязанности с наиболее ранней из следующих дат:

  • даты отгрузки или передачи товара;

  • дня оплаты в счет предстоящих поставок;

  • дня списания испорченного или непригодного товара.

Утилизацию отходов от использования товаров производители должны организовать самостоятельно: путем создания собственной необходимой для этого инфраструктуры либо посредством заключения договора с утилизатором.

Механизм РОП появился еще в 2015 г., но за время своего существования он не оказал должного влияния на развитие системы обращения с отходами. На сегодняшний день необходимая для утилизации инфраструктура действительно есть у крайне ограниченного числа производителей. Законодатель осознает это и во избежание излишнего административного давления на бизнес откладывает сроки, в которые предстоит нарастить мощности для утилизации отходов. Поскольку ответственность вводится поэтапно, производители успеют подготовиться к моменту вступления изменений в полную силу.

Выполнение обязанностей по утилизации упаковки приведет к росту расходов производителей, что повысит общие издержки бизнеса. Кроме этого, в связи с изменениями заключать договор об утилизации нужно будет исключительно с субъектами, внесенными в специальный реестр. Эти и некоторые другие особенности при планировании своей деятельности следует учитывать всем производителям, которых затрагивают изменения.

Законопроект разрабатывался два года, причем много времени ушло на обсуждение и согласование с представителями бизнеса. Благодаря этому на сегодняшний день каких-либо явных противоречий и недоработок в проекте документа не наблюдается. Однако на стадии разработки невозможно предусмотреть и продумать все нюансы, поэтому не исключено, что в ходе практической реализации будут выявлены те или иные проблемы, которые потребуют внесения изменений в законодательство.