Законопроект разработан во исполнение постановления КС РФ от 26.04.2023 № 21-П по делу о проверке конституционности ст. 440 ГПК РФ, ст. 42 и 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Политико-правовое обоснование введения ограничения заключается в том, что неограниченные сроки возможного возобновления исполнительного производства ведут к, по сути, бессрочному выведению имущества должника из сферы гражданского оборота, что ведет к ограничению его права собственности на это имущество, что недопустимо.
В случае, если длительное время должник находится в состоянии правовой неопределенности, это существенным образом нарушает его права и законные интересы. Также КС РФ указал на право взыскателя требовать проценты за время приостановки исполнительного производства после его последующего возобновления, что в случае с возможностью возобновления исполнительного производства без ограничения срока вело бы к возможным злоупотреблениям правом со стороны взыскателей в виде длительной неподачи заявления о возобновлении исполнительного производства.
На основании описанных обстоятельств КС РФ пришел к выводу о том, что, во-первых, должник должен обладать правом на подачу заявления о возобновлении исполнительного производства, и во-вторых, срок возобновления исполнительного производства после его приостановки должен быть ограниченным.
Комментируемый законопроект – результат исполнения указаний КС РФ, ввиду чего он включает в себя два блока изменений – первый касается управомочения должника в исполнительном производстве на подачу заявления о возобновлении исполнительного производства, а второй – ограничения срока на подачу такого заявления тремя годами.
В целом следует положительно охарактеризовать этот законопроект: ограничение сроков исполнительного производства стабилизирует гражданский оборот. Эту же функцию в обороте выполняют также срок исковой давности и срок давности на принудительное исполнение – ввиду того, что должник не может быть связан обязательством вечно, законом предусмотрен ряд временных ограничений, которые сужают возможность предъявления требований или их исполнения должником.
С учетом того, что исполнительное производство порождает ряд в том числе гражданско-правовых последствий, как например, возможность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за период приостановления исполнительного производства, о чем как раз и говорит КС РФ. Конкретный размер сроков как в частном, так и публичном праве обычно представляет собой политико-правовой выбор законодателя.
В данном случае установление трехлетнего срока гармонизировано, с одной стороны, с общими сроками давности, которые используются в гражданском праве и в рамках Закона об исполнительном производстве, с одной стороны, и с другой стороны, такая гармонизация соответствует тем гражданско-правовым последствиям, которые могут возникнуть в рамках исполнительного производства (взыскание процентов по ст. 395 ГК РФ), что указывает на то, что указание на него в законе, вероятно, будет иметь положительный эффект.
Несмотря на то, что законопроект, на наш взгляд, осветил не все вопросы, касающиеся судьбы возобновляемого исполнительного производства, в частности, вопрос о том, что происходит с исполнительным производством по истечении трех лет после его приостановления в случае, если заявление о возобновлении так и не было подано в срок или подано с просрочкой, следует охарактеризовать его положительно, поскольку такой подход соответствует принципам правовой определенности, стабильности гражданского оборота и диспозитивности сторон гражданско-правового отношения.