Илья Кунинец,
патентный поверенный, руководитель практики интеллектуальной собственности (ИС) юридической фирмы «Солнцев и Партнеры»
Исторически сложилось так, что в нашей стране законодатель не предоставлял права простым гражданам регистрировать на себя товарные знаки. В целом оно и понятно, ведь если гражданин собирается вести бизнес, то для его «легализации» он должен получить статус ИП или создать юридическое лицо. В свою очередь, они уже полноправно могут претендовать на исключительные права на товарные знаки/знаки обслуживания.
Своеобразным «лайфхаком» служила подача заявки от объединения нескольких физических лиц в иностранной юрисдикции (например Spółka cywilna в Польше - аналог нашего простого товарищества). Если посмотреть в реестрах Роспатента, можно достаточно много найти таких регистраций на объединения польских граждан.
При регистрации Роспатент не всегда реагировал должным образом и проверял, а на самом деле ли есть статус ИП у заявителя. Но такие товарные знаки всегда оставались уязвимыми, поскольку в их основании заложено безусловное основание для прекращения правовой охраны – нарушение ст. 1478 ГК РФ о субъектном составе возможных собственников товарных знаков.
Прекращение с 29.06.2023 действия этой статьи позволит всем желающим физическим лицам попробовать зарегистрировать на себя товарные знаки.
Опять же, в судах распространены дела о нарушении прав на товарные знаки с участием физических лиц. В первую очередь речь о многочисленных доменных спорах, когда «киберсквоттеры» удерживают доменные имена, сходные до степени смешения с названиями популярных брендов, охраняемых на территории РФ. Несмотря на то, что с переменным успехом представители таких брендов возвращают себе эти доменные имена, в этой части, вероятнее всего, ничего не поменяется.
Не содержит ограничения и на субъектный состав участников спора о нарушении прав на товарные знаки и ст. 1515 ГК РФ. Разница же в привлечении к ответственности хозяйствующего субъекта и просто физического лица заложена, разве что, в п. 3 ст. 1250 ГК РФ, которая разграничивает наличие вины как условие привлечения к ответственности. Но она применяется не только к товарным знакам, но и к другим РИД.
Получается, что в письме Роспатента мы лишь видим подтверждение того, что для использования товарного знака необходимо разрешение, вне зависимости от того, кто является его пользователем.
Неопределенным, к сожалению, остается позиция о том, в какой форме это разрешение можно предоставить, учитывая тот факт, что Роспатент (до июля 2023 года, разумеется) не регистрирует лицензионные договоры на ТЗ с физическими лицами по очевидным причинам: они просто не могут быть стороной такого договора, это противоречит действующей редакции ГК РФ.
Видится, что в этом случае разрешение будет в форме письма об использовании ТЗ под контролем правообладателя по смыслу ст. 1486 ГК РФ – это признает судебная практика.