Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 26.04.2023 № Ф10-1029/2023 по делу № А48-909/2022 пришел к выводу о необходимости восстановления НДС, уплаченного по договору выкупного лизинга при переходе на УСН.
Суть дела
Компания приобрела по договору лизинга автомобиль. Условиями договора предусмотрено, что предмет лизинга передается лизингополучателю в лизинг на срок 11 месяцев с даты подписания стоимости акта приема-передачи предмета лизинга. Датой окончания срока лизинга считается последнее число календарного месяца последнего лизингового платежа согласно графику лизинговых платежей по договору.
Компания уплатила последний лизинговый платеж 2 октября 2020 г., а 8 октября 2020 г. выкупила автомобиль, который был за ней зарегистрирован 16 октября 2020 г. НДС по лизинговым платежам и выкупному платежу компания принимала к вычету.
С 1 января 2021 г. компания перешла на УСН. Налоговики посчитали, что компания в нарушение подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ не восстановила уплаченный по договору лизинга НДС в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН. Ей были доначислены налог, пени и штраф.
Не согласившись с доначислениями, компания обратилась в суд. По ее мнению, у нее не было обязанности восстанавливать НДС по услугам финансовой аренды (лизинга), так как эти услуги были приобретены и использованы для облагаемых НДС операций в 2020 г.
Мнение первой инстанции
Суд первой инстанции поддержал компанию. Он указал, что для целей налогообложения лизинговые платежи являются платой за приобретаемые услуги финансовой аренды.
В письме Минфина России от 08.10.2015 № 03‑07‑11/57730 разъяснено, что принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным налогоплательщиком до перехода на УСН для операций, подлежащих налогобложению, восстановлению не подлежат.
В рассматриваемой ситуации приобретенные услуги по договору лизинга были потреблены компанией — последний лизинговый платеж произведен в октябре 2020 г. В связи с этим НДС, принятый к вычету лизингополучателем, перешедшим с 1 января 2021 г. с общего режима налогообложения на УСН, по приобретенным до 1 января 2021 г. услугам финансовой аренды (лизинга), использованным для операций, подлежащих налогообложению, не подлежит восстановлению.
Позиция апелляции и кассации
Апелляционный и кассационный суды признали вывод суда первой инстанции ошибочным.
В договор финансовой аренды может быть включено дополнительное условие о переходе по нему права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 624 ГК РФ). Такой договор следует рассматривать как смешанный (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащий в себе элементы договора финансовой аренды и договора купли-продажи.
Денежное обязательство лизингополучателя в договоре выкупного лизинга состоит в возмещении затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю (возврат вложенного лизингодателем финансирования), и выплате причитающегося лизингодателю дохода (платы за финансирование). Лизинговые платежи невозможно разделить на плату за пользование предметом лизинга и его выкупную стоимость.
В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ при переходе налогоплательщика на УСН суммы НДС, принятые им к вычету по основным средствам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный спецрежим.
Транспортное средство по договору лизинга компания выкупила 8 октября 2020 г. и продолжает использовать его в своей предпринимательской деятельности после перехода на УСН. Таким образом, суммы НДС, предъявленные компанией к вычету применительно к лизинговым платежам в связи с приобретением основного средства в собственность, подлежат восстановлению в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.