Промышленность взяла уверенный курс на внедрение российского программного обеспечения. Об этом на пленарной сессии конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) заявил премьер-министр Михаил Мишустин. В прошлом году спрос на отдельные отечественные программные продукты увеличился в 10—12 раз. Однако ситуация с импортозамещением в отрасли неоднородна. Ряд крупнейших компаний заняли пассивную позицию. В том, как российские предприятия переходят на отечественное ПО и что тормозит этот процесс, «ЭЖ» разбиралась с экспертами.
В начале своего выступления глава правительства подчеркнул, что без собственного программного обеспечения нет будущего. Это подтвердило и введение санкций, когда крупные международные компании, много лет продвигающие свои информационные технологические разработки, ушли с российского рынка и предприятия в один момент остались без привычных для них зарубежных решений.
Ранее глава государства Владимир Путин поставил задачу достичь технологической независимости от иностранного программного обеспечения, для чего необходимо построить сильную ИТ-отрасль, которая способна создавать высококлассные цифровые решения под конкретные задачи производителей.
Разработчики получают беспрецедентные меры поддержки
Для стимулирования разработок новых продуктов и их внедрения на предприятиях запущен целый ряд специальных инструментов, в том числе налоговый маневр, адресные пакеты мер поддержки, льготные программы кредитования, специальные гранты.
Вместе с тем М. Мишустин напомнил о том, что сейчас власти планируют облегчить разработчикам доступ к контрактам госкомпаний — крупных отраслевых заказчиков. Для этого они должны получить статус системно значимых, тогда смогут работать без конкурсных процедур. Соответствующий законопроект уже внесен в Государственную Думу.
Еще одна мера — правительство рассматривает инициативу, которая вводит обязательные отчисления для организаций за использование зарубежного программного обеспечения до момента перехода на отечественные решения. Половина этой суммы может направляться на грантовую поддержку российских ИТ-компаний. За счет второй части станет формироваться залоговая масса для их льготного кредитования.
По данным кабмина, сегодня в России аккредитовано более 22 тыс. разработчиков софта и они активно перестраивают свою деятельность с учетом текущих реалий. Что касается программистов, то их численность по сравнению с прошлым годом увеличилась на 13%. В целом сейчас в стране работают свыше 740 тыс. человек. Ситуацию в отрасли ярко характеризует объем реализации собственных решений и услуг, который вырос почти на четверть — примерно до 2,2 трлн руб. Это, по словам премьера, хороший тренд.
Но есть и тревожные звонки. «Искренне удивляет пассивная позиция некоторых крупных промышленников. Они, видимо, считают, что проживут на зарубежных решениях долгие годы. Коллеги, давайте без иллюзий: отсидеться не получится. Необходимо сформировать актуальный ландшафт ИТ-продуктов, запустить рейтингование проектов и компаний по степени готовности и достигнутым результатам», — призвал М. Мишустин.
В декабре 2022 г. для мониторинга работы по импортозамещению программного обеспечения правительство подписало ряд соглашений с государственными корпорациями о развитии высокотехнологичных направлений. Для каждого из таких документов сформированы «дорожные карты». Премьер-министр уверен, что они включают все необходимые мероприятия, реализация которых позволит, сокращая число иностранных решений в ключевых отраслях экономики, наращивать долю отечественных, а к концу десятилетия — достигнуть 90-процентного замещения.
Следующий рубеж, который планируют преодолеть российские власти, более сложный — переход на отечественное «железо». А оно, очевидно, без российского ПО работать не будет.
Замена софта требует индивидуального подхода
Чтобы выяснить, как процесс импортозамещения ПО в промышленности проходит на практике, «ЭЖ» поговорила с участниками рынка. Иван Денисов, генеральный директор компании GTLogistics, отвечая на вопросы редакции, остановился на том, что ситуация с импортозамещением ПО в промышленности неоднородна. Например, предприятия, связанные с ОПК или относящиеся к критической инфраструктуре, и ранее шли путем импортозамещения. Так что доля отечественного ПО у них и до 2022 г. была сравнительно высока.
Хуже пришлось тем компаниям, где при выборе решений руководствовались принципом «только лучшее от глобальных лидеров», — им пришлось искать альтернативу или довольствоваться необновляемыми версиями. Новых ждать зачастую не приходится.
Есть отличия и в разрезе специализации софта. Существует ряд направлений, где позиции отечественных решений исторически были заметно более слабы, чем западных. Например, именно так обстоят дела в сегменте CAD, CAM, CAE. «Так как это ПО связано непосредственно с производством продукции, то и заменять его предприятия не торопятся, чтобы не потерять функциональность, необходимую для эффективной разработки выпускаемых изделий здесь и сейчас. Выжидательная позиция дает предприятиям возможность выбирать альтернативные отечественные или СПО решения не в авральном состоянии, а спокойно и вдумчиво. Но „режим ожидания“ долго не продлится — отказ от обновлений и устаревание версий уничтожает преимущества софта даже лидеров рынка», — считает И. Денисов.
Эксперт также обратил внимание, что часть процессов у производственных компаний исторически автоматизирована с применением отечественных решений. Например, высоко проникновение их в сфере бухгалтерского и управленческого учета, документооборота и т.д. Поэтому импортозамещение здесь не столь актуально, как в других сферах.
Дарья Зубрицкая, директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы для организации командировок и управления расходами «Ракета», рассказала о том, что сложной остается ситуация с замещением серверного ПО, специфического ПО для производственных процессов. «Это, скорее всего, наиболее важная часть ИТ-продуктов, поскольку большое количество оборудования — зарубежное, ПО для него проприетарное от производителей и импортозамещать такие продукты придется вместе с оборудованием. А это достаточно сложный и ресурсозатратный процесс. В первую очередь компании стремятся заместить критически важные решения: отвечающие за инфраструктуру, безопасность, непрерывность производственного цикла, ведение финансовой и нормативной документации», — пояснила спикер.
«Помимо информационных систем, есть высокий спрос на „встроенное ПО“ и программно-аппаратные комплексы. Если брать во внимание разработку ИТ-систем c нуля, у промышленных предприятий из разных отраслей сейчас большой интерес вызывает разработка ПО с применением искусственного интеллекта, Data Science, машинного зрения и анализа больших данных», — отметила Анна Шведова, руководитель департамента бизнес-решений ИТ-компании SimbirSoft.
Говоря о том, как будет развиваться ситуация дальше, Андрей Гулидин, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса группы «Иннотех», отметил, что если санкционная изоляция продолжится, то вскоре спрос на российское ПО станет безусловным. К этому моменту компании, разрабатывающие решения по запросу отраслевого бизнеса, начнут масштабные внедрения. Данный процесс может занять около двух-трех лет, но в результате весь промышленный сектор сможет перейти на качественное отечественное ПО.
В ходе опроса «ЭЖ» его участники отмечали, что для дальнейшего гармоничного развития российского ИТ-рынка важно, чтобы при разработке импортозамещающих решений российские компании не повторяли западные аналоги, поскольку у индустрии есть все возможности для того, чтобы разрабатывать собственные конкурентоспособные продукты. Это в своем выступлении на конференции ЦИПР подчеркивал и М. Мишустин.