«Донастройка» налоговой системы: как будут обжаловаться налоговые требования

| статьи | печать

30 мая в Госдуму был внесен правительственный законопроект № 369931-8 с большим количеством изменений1 в обе части НК РФ, касающихся досудебного порядка обжалования, случаев применения его упрощенного порядка, обмена информацией между налоговыми органами и иными учреждениями и организациями и пр. С высокой вероятностью законопроект будет принят, возможно, с незначительными техническими изменениями. Рассмотрим некоторые его моменты.

Обращаясь к вопросам, связанным с налоговым администрированием и налоговым контролем, можно выделить следующие основные поправки.

Расширение обязательного досудебного порядка обжалования

На сегодняшний день в ст. 138 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов (решений, требований и пр.) налоговых органов и действий (бездействия) их сотрудников. Исключением из данного правила служат так называемые иски имущественного характера — когда налогоплательщик обращается в суд с требованием взыскать с инспекции переплату по налогу. Возможность использования такого инструмента защиты прав налогоплательщиков была закреплена в Определении КС РФ от 21.06.2001 № 173-О.

С таким имущественным иском налогоплательщик имеет право обращаться, минуя вышестоящие налоговые органы. Единственным «предварительным» условием подачи имущественного иска служит предшествующее обращение в инспекцию с заявлением о возврате спорной переплаты, в ответ на которое было принято решение об отказе или не было принято решения вовсе. Данное правило было отражено в п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В рассматриваемом законопроекте предлагается распространить обязательный досудебный порядок и на описанную категорию «исков имущественного характера». То есть впредь самого факта подачи заявления о возврате переплаты и получения соответствующего решения об отказе (или бездействия инспекции) будет недостаточно — налогоплательщик будет обязан все равно обжаловать такие решения (бездействие) в вышестоящие налоговые органы.

В пояснительной записке законопроекта отмечено, что досудебный порядок обжалования показал свою эффективность и выгодно отличается от судебного оспаривания скоростью рассмотрения жалоб.

При этом многие имущественные споры с инспекциями касаются подходов к исчислению трехлетнего срока на обращение за возвратом излишне уплаченных налогов. Так, ФНС России и ее территориальные органы придерживаются подхода, согласно которому такие сроки исчисляются с момента фактической уплаты спорной суммы налога2. Суды же, напротив, при рассмотрении имущественных исков рассчитывают трехлетний срок с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возникновении спорной переплаты (таким моментом зачастую признается дата подачи декларации по соответствующему налогу за расчетный период)3.

Упрощенный порядок досудебного обжалования

Такая возможность предлагается законопроектом в отношении жалоб, подаваемых на ненормативные акты (за исключением решений по налоговым проверкам) и действия (бездействие) сотрудников налоговых органов. Жалобы, подаваемые для рассмотрения в упрощенном порядке, будут рассматриваться самим налоговым органом, чьи акты или действия (бездействие) обжалуются, а срок такого рассмотрения составит семь дней. Отдельно следует подчеркнуть, что согласно текущей версии законопроекта упрощенный порядок рассмотрения может применяться только по указанию самого налогоплательщика.

Предлагаемая норма, по сути, формализует уже существующий на сегодня способ обжалования, а именно — подача жалоб на имя руководителей налоговых органов, который активно используется налогоплательщиками в случае мелких разногласий (зачастую технического характера) с сотрудниками этих инспекций. Такие жалобы, в отсутствие специального порядка, рассматриваются руководителями инспекций по правилам Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в тридцатидневный срок, а нередко и вовсе остаются без ответа.

Поэтому инициативу по формализации такого рода обжалования, в рамках которого на налоговые органы будут возложены вполне определенные обязанности, следует воспринимать скорее позитивно.

Обмен информацией между налоговыми органами и иными учреждениями и организациями

Так, вводится специальная ст. 86.4, регулирующая порядок взаимодействия ФНС России с Фондом пенсионного и социального страхования РФ по вопросам контроля за использованием материнского капитала. Также устанавливается обязанность органов, выдающих заграничные паспорта гражданам РФ, отчитываться об этом в налоговые органы по месту жительства владельцев паспортов.

На ФПА возлагается обязанность по ежемесячной передаче информации о «новых» адвокатах, а также о лишившихся адвокатского статуса. В отношении транспортного налога уточняются правила прекращения исчисления сумм налога: так, налоговый орган вправе самостоятельно прекратить расчет налога по тем транспортным средствам, в отношении которых им из уполномоченных органов была получена информация о гибели (уничтожении) или хищении (угоне) транспортного средства. Данная информация также будет использоваться налоговым органом для определения «точки отсчета», с которой прекращается исчисление транспортного налога на это имущество.

Указанные изменения, на наш взгляд, демонстрируют продолжающуюся тенденцию по закреплению за ФНС России функции главного оператора данных о гражданах РФ.

Налогообложение дистанционной работы

Еще один блок изменений в правила налогового администрирования напрямую связан с новыми категориями доходов физических лиц от российских источников — вознаграждения за дистанционную работу по договорам с российскими работодателями и доходы от выполнения работ (оказания услуг), осуществляемых с использованием российской интернет-инфраструктуры. Последний вид доходов, как следует из законопроекта, относится к российским источникам, если получателем дохода является резидент РФ либо его доход зачисляется в российский банк или источником выплаты дохода являются российские организации, ИП, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

В частности, предполагается постановка на налоговый учет физических лиц, получающих такие доходы, — в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства ИП), выплачивающей такой доход.

Изменениями в ст. 226 НК РФ предлагается возложение на иностранные организации, выплачивающие физическим лицам вышеописанные виды доходов, обязанностей налоговых агентов по НДФЛ. Для этого, в частности, вводятся правила постановки на налоговый учет таких иностранных организаций, которые, по замыслу законопроекта, должны осуществляться по заявлению самой иностранной организации.

Подобные изменения, связанные с налогообложением доходов от удаленной работы (оказания услуг онлайн), в целом соответствуют общемировым тенденциям «донастройки» налоговых систем с учетом реалий цифровой экономики. Объективные технологические возможности налогоплательщиков, которые, находясь в одном государстве, могут активно участвовать в экономической деятельности по всему миру, требуют пересмотра подходов к определению доходов от национальных источников — что видно и по предлагаемым в законопроекте изменениям. В то же время анализ текущей редакции законопроекта оставляет много вопросов, касающихся фактической реализации данных положений, в том числе возможности контроля со стороны российских налоговых органов за их исполнением со стороны иностранных организаций.


1 Подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 22 (9988), 2023.

2 https://www.nalog.gov.ru/rn77/apply_fts/pretrial/5687763/.

3 Постановление АС Московского округа от 07.09.2022 по делу № А40-188353/2021, Определение ВС РФ от 12.05.2021 № 309-ЭС20-22198 по делу № А47-18534/2019.