Минфин расширил перечень офшорных зон: на что нужно обратить внимание

| статьи | печать

Министерство финансов РФ опубликовало приказ от 05.06.2023 № 86н, которым дополнило перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Рассмотрим эти изменения.

Отметим, что по новым правилам к офшорным зонам будет относиться 91 государство и территория вместо существующих 42, предусмотренных перечнем, действующим сейчас. Это нововведение будет действовать с 1 июля 2023 г. В основном это расширение произошло за счет иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. Но при этом, например, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) в этом перечне остались.

Как нововведение затронет российские компании

Обращаем внимание, что российские компании, получающие дивиденды от иностранных организаций, находящихся в государствах и на территориях, попавших в перечень, не смогут применить ставку 0% по таким дивидендам. Об этом указано в подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Сделки с иностранными организациями, находящимися в государствах и на территориях, попавших в перечень, могут оказаться контролируемыми и в отсутствие взаимозависимости между сторонами (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Также не надо забывать, что к безвозмездному получению имущества, имущественных прав от иностранных участников, находящихся в государствах и на территориях, попавших в новый перечень офшорных зон, следует относиться аккуратно, поскольку по общему правилу на такие операции не будет распространяться освобождение от налогообложения, предусмотренное подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Здесь возникают некоторые нюансы применительно к налогообложению контролируемых иностранных компаний (КИК) и международных холдинговых компаний (МХК).

Как нововведение коснется финансовых организаций

Обращаем внимание, что некоторым российским финансовым организациям запрещается прямо или косвенно иметь в структуре собственности участников (акционеров) из таких государств. Такой запрет полностью или в части установлен, например, для страховых компаний и филиалов иностранных страховых компаний в РФ, пенсионных фондов, микрофинансовых организаций, управляющих компаний инвестиционных фондов, операторов обмена цифровыми финансовыми активами, операторов инвестиционных платформ, операторов финансовых платформ, форекс-дилеров, управляющих компаний специализированных обществ, клиринговых организаций и т.д.


мнение авторов

При отсутствии специальных разъяснений Банка России, без внесения уточнений в отраслевое законодательство о деятельности финансовых организаций может возникнуть необходимость в изменении структуры собственности тех из них, где есть лица из таких юрисдикций.

Также эти изменения могут затрагивать деятельность организаторов азартных игр и операторов лотереи.

Для кредитных организаций существует отдельный перечень, утверждаемый Банком России, для целей открытия корреспондентских счетов, а также для оценки прозрачности структуры собственности кредитных организаций (Указание Банка России от 07.08.2003 № 1317-У).

Такой перечень данные изменения не затрагивают. Законодательство РФ содержит и иные ограничения/запреты для российских компаний с участниками из офшорных зон.

мнение авторов

Расширение перечня офшорных зон может создать налоговые проблемы для российских налогоплательщиков, продолжающих вести бизнес с иностранными компаниями из этих юрисдикций.

Авторы статьи предполагают, что значительная часть вопросов будет относиться к трансфертному ценообразованию. Финансовым организациям необходимо проанализировать структуру собственности на предмет наличия в ней лиц, не отвечающих требованиям отраслевого законодательства, предъявляемым к участникам (акционерам) таких компаний, а также наличия ограничений на сделки с долями (акциями) таких организаций, установленных специальными экономическими мерами. Авторы предполагают, что при неприведении структуры собственности в соответствие с требованиями законодательства могут быть установлены ограничения на возможность лиц из таких юрисдикций осуществлять права участников (акционеров) соответствующих финансовых организаций. Компаниям может понадобиться содействие в применении новых правил, в анализе вопросов, относящихся к трансфертному ценообразованию, в проведении анализа возможного влияния новшеств на необходимость изменения структуры собственности финансовых организаций, а также в проверке, какие препятствия создают участники из офшорных зон в конкретных ситуациях деятельности российских компаний.