Такой вывод делают ученые Института Гайдара и ИПЭИ РАНХиГС, рассмотрев два сценария воздействия на экономику нефтеперерабатывающей отрасли намерения Минфина вдвое сократить выплаты ее компаниям по демпфирующему механизму с сентября 2023 г.
Авторы анализа напоминают, что такой механизм был введен в 2019 г. для сдерживания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. Но вступление в силу запрета на экспорт российской нефти и нефтепродуктов в ЕС по морю и установление ценового потолка исказили показатель котировок цен на нефть. Использование таких котировок приводило к выпадению значительной части доходов бюджета, поэтому в феврале 2023 г. были приняты поправки к Налоговому кодексу, которые с 1 апреля 2023 г. ограничили дисконт на российскую нефть марки Urals по отношению к North Sea Dated для расчета нефтяных налогов.
Изменения должны были привести к уменьшению расходов бюджета на субсидии нефтяным компаниям по демпферному механизму, но в апреле 2023 г. из бюджета по демпферу было выплачено 107,2 млрд руб., что на 10,86% больше, чем в марте 2023 г. (96,7 млрд руб.), по сравнению с апрелем 2022 г. выплаты снизились в 4,2 раза. Для исправления ситуации Минфин России предлагает скорректировать формулу расчета демпфера, снизив его в два раза за счет введения коэффициента 0,5 с сентября 2023 г. на год.
Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС произвели оценку влияния данной корректировки на экономику нефтеперерабатывающей отрасли по двум сценариям.
Прогнозные значения по объемам добычи, экспорта и переработки нефти и производству нефтепродуктов в сценариях 1 и 2 представлены в таблице.
Авторы анализа пришли к выводу, что в случае реализации сценария 1, то есть более существенного сокращения внешнего спроса на российские нефть и нефтепродукты и цены на нефть ниже 60 долл./барр., объем безубыточной нефтепереработки с учетом сокращенной в два раза субсидии с 1 сентября 2023 г. составит 197 млн т (или 64% от всего объема нефтяного сырья, поступающего на переработку). Внутреннее потребление нефтепродуктов в сценарии 1 составляет 139 млн т, учитывая, что средняя глубина переработки нефти в России около 84% — для обеспечения внутреннего спроса необходимо переработать до 167 млн т. Таким образом, корректировка демпфирующей надбавки с 1 сентября 2023 г. при реализации параметров, заложенных в сценарий 1, лишь сократит сверхприбыль НПЗ: все нефтяное сырье, поступившее на НПЗ, будет переработано с положительной прибылью. По данным Минфина, в начале 2023 г. средняя прибыль НПЗ составляла 8000 руб./т, раньше она была меньше 2000 руб./т, то есть при сложившейся конъюнктуре часть прибыли НПЗ выплачивается из бюджета.
«Из результатов расчетов и статистики Минфина России можно сделать вывод, что уменьшение демпфера не должно сказаться на увеличении стоимости нефтепродуктов (дизельного топлива и бензина) на внутреннем рынке», — пишут авторы анализа.
В случае реализации сценария 2 объем безубыточной нефтепереработки с учетом сокращенной в два раза субсидии по демпфирующему механизму составит 100% от всего объема нефтяного сырья, поступающего на переработку.
«Таким образом, корректировка демпфирующей надбавки с 1 сентября 2023 г. при реализации параметров, заложенных в сценарий 2, как и в сценарии 1, лишь сократит сверхприбыль НПЗ: все нефтяное сырье, поступившее на НПЗ, будет переработано с положительной прибылью», — заключают ученые Института Гайдара и ИПЭИ РАНХиГС.
Показатель |
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
---|---|---|
Валютный курс, руб./долл. |
76,53 |
76,53 |
Цена на нефть, долл./барр. |
51,23 |
60,00 |
Добыча нефти, млн т |
488,9 |
488,9 |
Экспорт нефти, млн т |
185,2 |
196,1 |
Внутреннее потребление нефти, млн т |
303,7 |
292,8 |
Рост спроса на нефть за счет импортозамещения в химической отрасли, производстве резины и пластмассы, млн т |
55,3 |
37,8 |
Производство нефтепродуктов, млн т |
233,0 |
239,2 |
Экспорт нефтепродуктов, млн т |
94,1 |
100,4 |
Внутреннее потребление |
|
|
нефтепродуктов, млн т |
138,8 |
138,8 |
Источник: Институт Гайдара