По общему правилу, установленному ст. 102 НК РФ, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика.
ВС РФ разобрал вопрос приобщения актов камеральных налоговых проверок как главных доказательств в рамках открытого судебного процесса.
В рамках дела налоговый орган обратился в суд для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности как контролирующих должника лиц и выгодоприобретателей по совершённым сделкам в связи с банкротством должника (определение ВС РФ от 02.06.2023 № 302-ЭС23-962 по делу № А33-15514/2020).
По мнению налогового органа с момента получения руководителем должника акта налоговой проверки ответчиками была выстроена схема бизнеса, обеспечившая невозможность погашения доначисленных должнику сумм налогов, пеней и штрафов, а само банкротство должника связано с переводом бизнеса на зависимое юридическое лицо.
Налоговый орган ссылался на наличие готовых к передаче в материалы дела более шестидесяти документов с ограниченным доступом, полученных в ходе мероприятий налогового контроля.
Однако суды трех инстанций отказали в ходатайстве ФНС о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании ввиду отсутствия установленных судом исключительных случаев, свидетельствующих о необходимости закрытого рассмотрения спора.
Итог такого подхода судов – решение об отсутствии оснований для привлечения большинства ответчиков к субсидиарной ответственности ввиду недоказанности заявителем их статуса как выгодоприобретателей по сделкам, а также контролирующих должника лиц.
Ранее, как отмечает ВС РФ, уже была сформирована позиция, позволяющая использовать материалы проведенных в отношении должника или его контрагента мероприятий налогового контроля в качестве средств доказывания уполномоченным органом фактических обстоятельств при рассмотрении обособленных споров в рамках дела о банкротстве, а также при рассмотрении в общеисковом порядке споров, связанных с делом о банкротстве (п. 13 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
В частности, такие материалы уже служили в качестве доказательств:
- при рассмотрении возражений уполномоченного органа на требование кредитора;
- при оспаривании уполномоченным органом сделки, на которой основано требование кредитора;
- при обжаловании судебного акта, подтверждающего заявленное в деле о банкротстве требование.
Таким образом, данным определением ВС РФ подтвердил еще одно основание для рассмотрения дела в закрытом заседании.
ВС РФ отметил, что в связи с тем, что материалы налогового контроля могут составлять налоговую тайну, рассмотрение обособленных споров или рассмотрение в общеисковом порядке дел, связанных с делом о банкротстве, по ходатайству уполномоченного органа и (или) другого лица, участвующего в деле (обособленном споре), поданному в соответствии со ст. 11 АПК РФ, может производиться в закрытом судебном заседании.
Так как возражений от участвующих в деле лиц относительно заявленных уполномоченным органом ходатайств не поступило, то судам следовало разрешить заявленное ходатайство о рассмотрении спора в закрытом судебном заседании.
Таким образом, ВС РФ дал четко понять, что в данном случае соблюдение принципа гласности судебного правосудия не может работать, поскольку будет идти в разрез с охраной публичных интересов и прав государства, одним из которых является право осуществлять фискальную политику в интересах государства и общества.