Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 03.05.2023 № Ф04-1443/2023 по делу № А70-15501/2022 признал незаконным отказ в вычете НДС по декларации за III квартал бизнесмену, который подал уведомление об отказе от УСН только в декабре.
Суть дела
Предприниматель с момента своей регистрации в 2020 г. применял УСН. С 1 января 2021 г. он перешел на общую систему налогообложения, однако уведомление об отказе от УСН налоговикам не подал.
Он подавал декларации по НДС за I и II кварталы 2021 г., которые налоговики приняли. В декларации по НДС за III квартал 2021 г. предприниматель заявил вычеты. По итогам камеральной проверки инспекция в вычетах отказала. Свое решение она мотивировала тем, что бизнесмен является налогоплательщиком, применяющим УСН. Сообщение об утрате права на применение УСН и переходе на иной режим налогообложения он не представлял. Уведомление об отказе от применения УСН в налоговый орган представлено предпринимателем только 1 декабря 2021 г. Следовательно, у бизнесмена отсутствуют правовые основания заявлять вычеты в декларации по НДС.
Налоговики доначислили предпринимателю НДС, пени и штраф. Он обратился в суд с требованием признать решение налоговиков незаконным.
Решения судов
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку предпринимателем уведомление об отказе от применения УСН с 1 января 2021 г. в налоговый орган не представлялось, то в проверяемом периоде он не утратил право на применение УСН, в связи с чем правовые основания для предъявления к вычету НДС у него отсутствовали.
Апелляционный и кассационный суды встали на сторону предпринимателя. Они указали, что применение УСН и возврат к общему режиму налогообложения зависят от волеизъявления налогоплательщика, которое не поставлено в зависимость от разрешительных действий налогового органа. Определяющим фактором для выяснения вопроса о правомерности применения или отказа в применении УСН является фактическое ведение хозяйственной деятельности в соответствии с выбранным режимом налогообложения с начала налогового периода, а подача заявления в инспекцию носит уведомительный характер.
В течение 2021 г. бизнесмен фактически осуществлял хозяйственную деятельность, оформлял первичные документы и представлял налоговые декларации, соответствующие общей системе налогообложения.
Из действий налогового органа (принятие деклараций по НДС, НДФЛ и уплата указанных налогов по общей системе налогообложения без замечаний, выставление требования об уплате НДФЛ), осуществленных в течение 2021 г., следует, что им был учтен и принят факт перехода налогоплательщика с 1 января 2021 г. с УСН на общую систему налогообложения.
Суды отвергли довод инспекции о том, что декларации по НДС представлялись предпринимателем в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ. Они указали, что декларации составлены предпринимателем в соответствии с правилами заполнения деклараций по общей системе налогообложения. Налоги (НДС, НДФЛ) также предпринимателем уплачивались в порядке, установленном для общей системы налогообложения, и зачислялись инспекцией в соответствующие бюджеты без каких-либо замечаний. Налоговая отчетность по УСН за 2021 г. в инспекцию предпринимателем не представлялась, единый налог по УСН им не исчислялся, в бюджет не уплачивался.
В результате суды признали решение налоговиков недействительным.