Мал да удал. Почему крупный бизнес наращивает объемы заказов у малых компаний

| статьи | печать
Мал да удал. Почему крупный бизнес наращивает объемы заказов у малых компаний

Экономические потрясения изменили ландшафт деловых отношений между крупным и малым бизнесом. Предпринимательские опросы показывают, что за последний год треть крупных компаний увеличили закупки у субъектов МСП. Заслужить доверие и увеличить объемы заказов малые предприятия смогли благодаря высокой скорости работы и готовности подстраиваться под нужды заказчика. Подталкивают корпорации к работе с небольшими поставщиками и меры, принимаемые государством.

В мае 2023 г. Российский союз промышленников и предпринимателей провел опрос, чтобы выяснить, изменилась ли в кризисных условиях практика взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства, когда крупные компании выступают в качестве заказчика, а компании малого и среднего размера — в роли поставщика продукции или услуг. О его результатах «ЭЖ» рассказали в пресс-службе РСПП.

Исследование показало, что 34,4% крупных предприятий стали закупать у организаций — субъектов МСП работы и услуги в большем объеме, чем до 2022 г. Примерно такая же доля крупных компаний — 31,8% — нарастила объемы закупки сырья и материалов. Доля закупки комплектующих и узлов у субъектов МСП выросла в 28,6% крупных организаций.

Четверть представителей крупного бизнеса заявила, что у них выросли объемы закупаемых у субъектов МСП продуктов ПО и IT. Примерно 22% крупных компаний стали закупать у субъектов МСП больше готовой продукции и оборудования. Доля закупки технологий и разработок, произведенных организациями — субъектами МСП, выросла у пятой части крупных предприятий.

Анализируя итоги опроса, в РСПП отметили, что причина такой активной перестройки работы — высокая оперативность субъектов МСП во взаимодействии, готовность подстраиваться под нужды заказчика, в том числе производить малые партии продукции, открытость к пожеланиям заказчика в отношении характеристик продукции или услуг.

Вместе с тем субъекты МСП продемонстрировали высокую степень адаптации к усилению санкционного давления, включая разработку новых инновационных и импортозамещающих решений.

Второй важный вывод, по мнению авторов исследования, — наличие крайне интересных и разнообразных практик поддержки крупным бизнесом субъектов МСП. 60,3% представителей крупного бизнеса, принявших участие в опросе, сообщили, что их компании осуществляют меры поддержки субъектам МСП как своим контрагентам.

Почти половина из этой группы предприятий предоставляет субъектам МСП доступ к специализированным порталам для закупки. 42,6% компаний соблюдают добровольное обязательство закупать определенную долю продукции у МСП, что закреплено в стратегических корпоративных документах.

Десятая часть предприятий предоставляет субъектам МСП из числа контрагентов доступ к своим инфраструктурным возможностям — к корпоративному технопарку, индустриальному парку. Столько же компаний реализует программы для субъектов МСП в области повышения производительности труда и навыков сотрудников.

Третий вывод, который сделали в РСПП по результатам исследования, — успешность взаимодействия крупного бизнеса и субъектов МСП не означает, что проблем не существует. 78,6% субъектов МСП отметили в качестве основной проблемы такого взаимодействия, что крупные предприятия не соблюдают сроки оплаты счетов. Для 42,9% организаций МСП проблемными выглядят слишком большая отсрочка платежей, заложенная в договоры, и/или задержка процесса оформления и подписания документов. 28,6% субъектов МСП сталкивались с расторжением соглашений о поставке продукции или услуг.

Со своей стороны, крупный бизнес отмечает, что малые и средние организации не могут во время кризиса сохранить условия контрактов — в одностороннем порядке заявляют о росте цен на ряд позиций. Нередки случаи, когда субъекты МСП перестают соблюдать согласованный график поставок. 28,2% участников опроса отметили, что субъекты МСП не могут в текущих условиях ответить на запрос об увеличении объемов производства.

За расширение взаимодействия крупного и малого бизнеса ратует правительство.

Чтобы увеличить спрос на продукцию предпринимателей, власти принимают меры. Например, в прошлом году увеличена квота по закупкам госкомпаний — с 20 до 25%. В результате объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков по итогам 2022 г. составил рекордные 7 трлн руб. Это на 2,6 трлн больше, чем годом ранее.

В конце мая на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего бизнеса премьер-министр Михаил Мишустин призвал крупный бизнес активнее делать заказы у малых предприятий. Глава правительства подчеркнул, что для развития субъектам МСП необходим долговременный спрос, а в нынешнее непростое время при санкционном давлении его может обеспечить крупный бизнес.

Корпорации и холдинги могут сыграть ключевую роль в поддержке малого предпринимательства, но для существенного расширения объемов сотрудничества им нужны стимулы. В РСПП рассказали «ЭЖ» о работе, которая сейчас ведется в этом направлении. Во-первых, это реализация декларации о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП. Декларация была разработана Минэкономразвития России при участии РСПП, ТПП РФ, «Деловой России» и «Опоры России». К ней присоединились многие ведущие российские компании.

Во-вторых, это реализация лучших практик взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП, в том числе в рамках декларации.

В-третьих, это повышение эффективности механизмов и инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, а также стимулирования крупного бизнеса к еще более активному взаимодействию с субъектами МСП.

В-четвертых, это развитие такой значимой для экономики категории, как «МСП плюс». «Данная задача была поставлена президентом России на Петербургском международном экономическом форуме и полностью поддерживается предпринимательским сообществом», — подчеркнули в РСПП.