Новый механизм замены «выбывших» членов СД в ООО/АО: правительство подготовило поправки в корпоративное законодательство

| статьи | печать

Минэкономразвития России подготовило проект закона с поправками к процедуре формирования совета директоров (наблюдательного совета) ­ООО/АО. Проект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов1. Суть изменений сводится к урегулированию вопросов прекращения полномочий (выбытия) членов совета директоров и возможности формирования резервного списка его членов. Эксперты поделились с «ЭЖ-Юристом» мнением о целесообразности таких поправок и о том, что изменится в корпоративном управлении с их принятием.


1 ID проекта: 139357

Комментарий эксперта

Законопроект предусматривает, что в случае, когда количество членов совета директоров становится менее количества, составляющего кворум для принятия им решений, совет директоров обязан принять решение о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров в целях:

а) избрания нового состава совета директоров (то есть его переизбрания в полном составе) или

б) избрания членов совета директоров непубличного общества взамен выбывших.

Согласно законопроекту кворум для принятия решений совета директоров составляет не менее половины от числа его избранных членов, за исключением случая, когда больший кворум предусмотрен уставом. Данное положение вызывает следующие вопросы.

Как известно, следует различать кворум для проведения заседания (собрания) и кворум для принятия решений. Предлагаемая в законопроекте формулировка, на наш взгляд, вносит путаницу между этими двумя понятиями, поскольку текущая редакция Закона об АО в этой части оперирует понятием «кворум» только в отношении правомочности проведения заседания (собрания). Поэтому логичнее было бы сохранить текущую формулировку п. 2 ст. 68 Закона об АО в части использования терминологии «заседание правомочно (имеет кворум)», что корреспондирует также с формулировкой п. 1 ст. 58 Закона об АО в отношении общего собрания акционеров.

Кроме того, использование термина «кворум» в его исходном значении снимает противоречие с текущей редакцией п. 3 ст. 68 Закона об АО, которая предусматривает, что решения на заседании совета директоров принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании, если большее число голосов не предусмотрено законом, уставом или внутренним до­кумен­том общества.

Примечателен тот факт, что поправками положения п. 3 ст. 68 Закона об АО не затронуты. Если же цель поправок состоит в том, чтобы состав совета директоров переизбирался (дополнялся недостающими членами) по инициативе его оставшихся членов в ситуации, когда отсутствует кворум для принятия какого-либо решения (а не кворум для проведения заседания, как в текущей редакции закона), то такое положение следует сформулировать более четко, устранив указанные выше противоречия.

Одной из неоднозначных ситуа­ций, предусмотренных законопроектом, является возможность совета директоров непубличного общества, при наличии кворума, принять решение о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров взамен выбывших, если это предусмотрено уставом непубличного общества, содержащим положение об избрании членов совета директоров такого общества не кумулятивным голосованием.

С одной стороны, на практике необходимость такого незамедлительного пополнения состава совета директоров может возникнуть, например, если кворум совета директоров в результате выбытия одного или нескольких членов формально сохранился, но нарушается баланс принятия решений (например, когда члены совета директоров избраны разными акционерами и у одной из сторон имеется нехватка). Однако для таких случаев может быть использована конструкция резервного списка.

Кроме того, исходя из вышеприведенной формулировки законопроекта, избрание выбывшего члена совета директоров общим собранием акционеров осуществляется не кумулятивным голосованием. Это противоречит текущей редакции Закона об АО, напротив, предусматривающей избрание членов совета директоров кумулятивным голосованием.

Наконец, спорной в практическом применении представляется формулировка последнего абзаца нового п. 21 ст. 68 Закона об АО в тексте законопроекта, которая предусматривает, что для внесения изменений в устав, предусмотренных данным пунк­том, требуется единогласное решение всех акционеров непубличного АО, в то время как для исключения из устава указанных положений требуется лишь 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров общества.

Очевидно, что на практике набрать 100% голосов акционеров для включения указанных положений в устав общества, имеющего большое количество акционеров, в том числе миноритариев, будет непросто, а зачастую даже невозможно. Поэтому с практической точки зрения логичнее было бы в обоих случаях (внесение изменений в устав и исключений положений из устава) ограничиться 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров общества, как это уже предусмотрено в текущей редакции п. 4 ст. 49 Закона об АО.

Относительно ­ООО законопроект предусматривает одну-единственную поправку о том, что уставом общества дополнительно определяются основания выбытия членов совета директоров.

Предполагается, что положения о совете директоров в ООО могут быть сконструи­рованы в уставе по аналогии с регулированием в АО, с учетом особенностей регулирования ­ООО.

Комментарий эксперта

Законопроект предлагает определить случаи прекращения полномочий членов совета директоров АО, среди которых следует отметить:

смерть;

  • признание недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

  • невозможность осуществления полномочий в связи с вступившим в законную силу судебным актом;

  • принятие решения общего собрания акционеров о досрочном прекращении полномочий;

  • подача заявления об отказе от полномочий.

Одновременно с этим будет установлено, что выбытие члена совета директоров не влечет прекращение полномочий оставшихся членов, если иное не предусмотрено уставом или законом.

Кроме того, общества получат возможность создания резервного списка совета директоров, члены которого претендуют на участие в совете директоров и дополнительно избираются на общем собрании акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров.

В непубличных АО появится возможность временного замещения выбывших членов совета директоров лицами, включенными в резервный список, в том числе возможность их автоматического замещения. В этом случае совет директоров должен будет незамедлительно уведомить акционеров общества о произошедшем замещении.

Учитывая диспозитивность в формировании и порядке дея­тельности совета директоров ­ООО, наличие резервного списка, а также основания выбытия членов совета директоров будут определяться уставом общества по усмотрению его участников.

В целом предлагаемые изменения могут положительно сказаться на деятельности обществ, поскольку возможность выбытия отдельных членов совета директоров и наличие резервного списка позволят обладать большей гибкостью при формировании и функционировании совета директоров, а также обеспечат непрерывность деятельности совета директоров.

Комментарий эксперта

В 2022 г. на законодательном уровне были предусмотрены послабления, которые позволили крупным компаниям оперативно реагировать на введение персональных санкций в отношении топ-менеджеров. Федеральный закон от 08.03.2022 № ­46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривал обязанность совета директоров при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров в 2022 г. установить дополнительный срок, в течение которого будут приниматься предложения о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акцио­неров и предложения о выдвижении кандидатов в выборные органы.

Несмотря на то что эта временная мера в значительной степени облегчила процедуру избрания советов директоров и правлений, без ответа остались многие вопросы, в частности:

  • Влияет ли прекращение полномочий члена/членов коллегиального органа на полномочия иных членов?

  • Имеет ли акционер право в случае отказа номинированного им кандидата осуществить замену или же он теряет право формирования коллегиального органа управления ввиду истечения срока представления кандидатов?

  • Возможно ли формирование и утверждение резервных списков кандидатов в члены коллегиального органа управления, какой механизм наделения таких кандидатов полномочиями члена коллегиального органа управления?

Новый законопроект предусматривает внедрение механизмов, направленных на предотвращение избрания и функционирования неполного состава совета директоров, в частности вводится механизм замены кандидатов в члены совета директоров при их выбытии до момента избрания, а также допускается повторное голосование или заседание общего собрания акционеров с той же повесткой дня в случае неизбрания совета директоров на заседании общего собрания акционеров.

Предложенные изменения отражают лучшие практики корпоративного управления, принятые в крупных публичных и непуб­личных АО. Более детальное регулирование вопросов деятельности советов директоров на законодательном уровне позволит существенно облегчить проведение корпоративных процедур и снизить риски, связанные с возникновением «тупиковых» ситуаций при выбытии членов совета директоров.

Комментарий эксперта

По сути, на законодательном уровне предлагается урегулировать вопросы о замене членов совета директоров, выбывших по объективным причинам.

Кроме того, закон закрепит для АО возможность голосования за кандидатов в члены совета директоров из так называемого «резервного» списка, что, безусловно, позитивно скажется на функционировании общества, так как позволит оперативно, без инициирования дополнительного собрания, провести кооптацию выбывших членов совета директоров.

Законопроектом также допускается формирование минимально допустимого действующего состава совета директоров.

Действующий Закон об АО устанавливает избрание членов совета директоров на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Если оно не было проведено, полномочия совета директоров (наблюдательного совета) общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.

Таким образом, в настоящее время для формирования состава совета директоров в АО необходимо дождаться сроков проведения годового собрания. В ­ООО этот вопрос на уровне закона не определен, однако предполагается, что для переизбрания членов совета директоров также требуется проведение внеочередного общего собрания участников.

В случае принятия законопроекта систематизируются правила формирования членов совета директоров как в АО, так и в ­ООО. На законодательном уровне будут определены общие положения, которым должны будут следовать акционеры/участники при формировании совета директоров.

Какого-то определяющего значения для практики изменения, предусмотренные законопроектом, иметь не будут, однако они помогут акционерам/участникам исключить споры относительно возможности оперативной замены выбывающих участников, формирования резервных списков в члены совета директоров, что, безусловно, повлияет и на снижение временных и финансовых затрат для обществ.

Комментарий эксперта

Законопроект предполагает законодательное закрепление новых институтов в сфере корпоративного управления, связанных с избранием и функционированием совета директоров (наблюдательного совета) АО.

В частности, в Законе об АО может появиться понятие «выбывшего члена» совета директоров. Законопроект содержит закрытый перечень оснований для признания члена совета директоров выбывшим, все из которых связаны с обстоятельствами, препятствующими директору исполнять его полномочия: например, смерть, принятие решения общим собранием акционеров о прекращении полномочий определенного члена совета директоров или вступление в силу судебного акта, влекущего невозможность осуществлять полномочия члена совета директоров.

Важно, что среди оснований для признания члена совета директоров выбывшим, законопроект предлагает считать в том числе подачу заявления членом совета директоров об отказе от исполнения своих полномочий. Фактически, с введением такого изменения члены совета директоров получат возможность в одностороннем порядке прекращать свои полномочия – в действующей редакции Закон об АО допускает прекращение полномочий членов совета директоров только на основании решения общего собрания акционеров, при этом не допускается прекращение полномочий только отдельных членов совета директоров.

Кроме того, законопроект предполагает появление резервного списка членов совета директоров.

Законопроект допускает избрание общим собранием акционеров претендентов на участие в совете директоров и внесение их в резервный список в случае, если такая возможность предусмотрена уставом АО. По общему правилу лица, составляющие резервный список, вносятся в него на срок до ближайшего проведения годового общего собрания акционеров, однако уставом может быть предусмотрен иной срок.

Порядок избрания резервных директоров может определяться уставом АО. При этом законопроект в качестве общего правила предлагает включать в резервный список лиц, набравших наибольшее число голосов при избрании совета директоров, но в пределах общего количества лиц, включаемых в резервный список. Количество таких лиц не может превышать количественный состав совета директоров.

В случае выбытия члена совета директоров непубличного АО и при наличии одобренного резервного списка, законопроект допускает принятие советом директоров – при наличии кворума – единогласного решения о временном замещении выбывших членов совета директоров. Уставом может быть предусмотрено автоматическое замещение выбывших членов совета директоров лицами, включенными в резервный список, либо иной порядок замещения выбывших директоров.

Законопроект предполагает также ограничение вопросов повестки дня, по которым совет директоров вправе принимать решения в случае, если количество выбывших директоров не позволяет собрать кворум для принятия решения: в таком случае совет директоров вправе принять решение только о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров.

Отметим, что благодаря диспозитивным положениям Закона об ООО уставом ООО может быть предусмотрен аналогичный порядок формирования резервного списка кандидатов в члены совета директоров или основания выбытия членов совета директоров.

Предлагаемые изменения направлены на обеспечение непрерывной деятельности советов директоров АО, что важно для стабильности деятельности органов корпоративного управления. На наш взгляд, данные изменения помогут исключить ситуации, когда члены совета директоров в силу невозможности исполнять свои полномочия блокируют деятельность не только органа юридического лица, но и всей корпорации – например, в случаях, когда необходимо получить корпоративное одобрение совета директоров для совершения коммерческих сделок.

В настоящее время законопроект находится на стадии общественного обсуждения.