Законопроект предусматривает, что в случае, когда количество членов совета директоров становится менее количества, составляющего кворум для принятия им решений, совет директоров обязан принять решение о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров в целях:
а) избрания нового состава совета директоров (то есть его переизбрания в полном составе) или
б) избрания членов совета директоров непубличного общества взамен выбывших.
Согласно законопроекту кворум для принятия решений совета директоров составляет не менее половины от числа его избранных членов, за исключением случая, когда больший кворум предусмотрен уставом. Данное положение вызывает следующие вопросы.
Как известно, следует различать кворум для проведения заседания (собрания) и кворум для принятия решений. Предлагаемая в законопроекте формулировка, на наш взгляд, вносит путаницу между этими двумя понятиями, поскольку текущая редакция Закона об АО в этой части оперирует понятием «кворум» только в отношении правомочности проведения заседания (собрания). Поэтому логичнее было бы сохранить текущую формулировку п. 2 ст. 68 Закона об АО в части использования терминологии «заседание правомочно (имеет кворум)», что корреспондирует также с формулировкой п. 1 ст. 58 Закона об АО в отношении общего собрания акционеров.
Кроме того, использование термина «кворум» в его исходном значении снимает противоречие с текущей редакцией п. 3 ст. 68 Закона об АО, которая предусматривает, что решения на заседании совета директоров принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании, если большее число голосов не предусмотрено законом, уставом или внутренним документом общества.
Примечателен тот факт, что поправками положения п. 3 ст. 68 Закона об АО не затронуты. Если же цель поправок состоит в том, чтобы состав совета директоров переизбирался (дополнялся недостающими членами) по инициативе его оставшихся членов в ситуации, когда отсутствует кворум для принятия какого-либо решения (а не кворум для проведения заседания, как в текущей редакции закона), то такое положение следует сформулировать более четко, устранив указанные выше противоречия.
Одной из неоднозначных ситуаций, предусмотренных законопроектом, является возможность совета директоров непубличного общества, при наличии кворума, принять решение о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров взамен выбывших, если это предусмотрено уставом непубличного общества, содержащим положение об избрании членов совета директоров такого общества не кумулятивным голосованием.
С одной стороны, на практике необходимость такого незамедлительного пополнения состава совета директоров может возникнуть, например, если кворум совета директоров в результате выбытия одного или нескольких членов формально сохранился, но нарушается баланс принятия решений (например, когда члены совета директоров избраны разными акционерами и у одной из сторон имеется нехватка). Однако для таких случаев может быть использована конструкция резервного списка.
Кроме того, исходя из вышеприведенной формулировки законопроекта, избрание выбывшего члена совета директоров общим собранием акционеров осуществляется не кумулятивным голосованием. Это противоречит текущей редакции Закона об АО, напротив, предусматривающей избрание членов совета директоров кумулятивным голосованием.
Наконец, спорной в практическом применении представляется формулировка последнего абзаца нового п. 21 ст. 68 Закона об АО в тексте законопроекта, которая предусматривает, что для внесения изменений в устав, предусмотренных данным пунктом, требуется единогласное решение всех акционеров непубличного АО, в то время как для исключения из устава указанных положений требуется лишь 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров общества.
Очевидно, что на практике набрать 100% голосов акционеров для включения указанных положений в устав общества, имеющего большое количество акционеров, в том числе миноритариев, будет непросто, а зачастую даже невозможно. Поэтому с практической точки зрения логичнее было бы в обоих случаях (внесение изменений в устав и исключений положений из устава) ограничиться 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров общества, как это уже предусмотрено в текущей редакции п. 4 ст. 49 Закона об АО.
Относительно ООО законопроект предусматривает одну-единственную поправку о том, что уставом общества дополнительно определяются основания выбытия членов совета директоров.
Предполагается, что положения о совете директоров в ООО могут быть сконструированы в уставе по аналогии с регулированием в АО, с учетом особенностей регулирования ООО.