Мария Махлина,
руководитель патентного отдела, патентный поверенный РФ, евразийский патентный поверенный
Основанием для признания п. 3 ст. 1260 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ послужило то, что он допускает отказ суда в защите авторских прав создателя программы для ЭВМ в споре с лицом, использующим указанную программу в отсутствие его согласия, только на том основании, что эта программа является составным произведением и ее автором не выполнено условие о соблюдении прав авторов (правообладателей) объектов (программ для ЭВМ), использованных для ее создания, вопреки конституционным требованиям справедливости, равенства и соразмерности, а также запрета на реализацию прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц.
Таким образом, внесенные изменения касаются подтверждения возможности самостоятельной защиты интересов автора производного или составного произведения, в том числе и при отсутствии согласия иных авторов, произведения которых входят в составное произведение или на основании которых создано производное произведение, на такое использование.
Данные изменения внесены в целях избежания неправомерных отказов в защите прав автора составного или производного произведения, а также возникновения спорных ситуаций.
При этом в п. 88 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» уже отмечалось, что неправомерное использование производного или составного произведения нарушает исключительное право как правообладателя производного или составного произведения, так и правообладателей использованных произведений. В нем указывалось, что право автора производного или составного произведения возникает в силу факта создания такого произведения, но использовать такое произведение можно только с согласия авторов (иных правообладателей) использованных произведений на переработку их произведения или на включение его в составное произведение.
Однако суды, как мы видим из постановления КС РФ, отказывали в защите исключительных прав автора составного или производного произведения со ссылкой на п. 3 ст. 1260 ГК РФ при отсутствии согласия авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.
По нашему мнению, такие изменения обеспечат правовую определенность в применении указанной нормы, а также гарантируют соблюдение необходимого баланса интересов как авторов составного/производного произведения, так и автора произведения, на базе или с использованием которого такое произведение создано.
Внесенная норма соответствует и нормам международного права, а именно принципу, установленному п. 3 ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, который предусматривает, что переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.
Изменения благоприятно повлияют на защиту прав и законных интересов всех авторов в целом, так как в случае обращения автора составного или производного произведения за судебной защитой суды будут привлекать авторов произведений, использованных для создания упомянутого составного или производного, в качестве третьих лиц. Соответственно, последние будут в курсе наличия спора, а также смогут своевременно пресечь неправомерное использование своего произведения в составе составного произведения или производного от своего произведения, если в этом будет необходимость.