Ниже ожиданий. Доходы федерального бюджета могут быть меньше

| статьи | печать

Такой прогноз дают ученые Института Гайдара. Они констатируют, что по итогам пяти месяцев 2023 г. доходы федерального бюджета в номинальном выражении оказались ниже, чем годом ранее. Основной причиной столь заметного сокращения поступлений в бюджет стали нефтегазовые доходы, которые не достигли даже уровня аналогичного периода 2021 г. Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период в номинальном выражении, наоборот, увеличились.

Доходы федерального бюджета за январь — май 2023 г. составили менее 10 трлн руб., или 37,6% от прогнозируемых годовых объемов. Эксперты Института Гайдара замечают, что динамика доходных поступлений в бюджет пока повторяет траекторию 2021 г. и по уровню кассового исполнения, и в абсолютном измерении. При ее продолжении (что, по мнению ученых, будет позитивным сценарием с учетом складывающейся ситуации с объемами и ценами на экспортируемые углеводороды) общий объем доходов федерального бюджета по итогам 2023 г. может не превысить 25 трлн руб., что ниже заложенного в законе о федеральном бюджете прогноза поступлений на 1 трлн руб.

Объем нефтегазовых доходов за пять месяцев текущего года составил 2,8 трлн руб., что ниже января — мая 2021 и 2022 гг. на 0,3 и 2,8 трлн руб. в текущих ценах соответственно. Как результат, снизилась и доля нефтегазовой компоненты в структуре федерального бюджета до 29,1% против 33,6 и 47,0% соответственно по итогам пяти месяцев 2021 и 2022 гг.

«Подобная динамика нефтегазовых доходов в 2023 г. стала вполне ожидаемым следствием действия западных санкций, наложенных на экспортные поставки углеводородного сырья. В случае продолжения данной динамики нефтегазовые поступления в бюджет по итогам 2023 г. могут не превысить 7,5 трлн руб., что будет на 1,5 трлн руб. ниже, чем заложено в законе о федеральном бюджете на текущий год», — считают аналитики Института Гайдара.

Они отмечают, что сокращение нефтегазовых доходов федерального бюджета наблюдается с первого месяца текущего года, когда поступления в федеральный бюджет от добычи и обращения углеводородов сократились более чем в два раза — до 425 млрд руб. (5,1% от годового прогнозируемого объема) против 931,5 млрд руб. за предыдущий месяц (декабрь 2022 г.). По информации Минфина России, падение доходов было вызвано двумя факторами: снижением цен на углеводороды и ускоренным возмещением НДС российским экспортерам. Авторы анализа указывают, что динамика нефтегазовых доходов в последующие четыре месяца положительна относительно января: среднемесячный объем поступлений за февраль — май текущего года вырос до 607 млрд руб., однако все еще ниже среднемесячных значений за 2021—2022 гг. (755 и 965 млрд руб. соответственно). На динамику нефтегазовых доходов по итогам пяти месяцев 2023 г. оказали определенное влияние изменения в налоговой политике в части расчета акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, что позволило снизить объем возмещения почти в два раза.

По ненефтегазовым доходам эксперты Института Гайдара, напротив, отмечают положительную динамику: за январь — май 2023 г. относительно пяти месяцев 2022 г. они увеличились на 0,6 трлн руб. в текущих ценах.

«Стабилизирующее влияние на собираемость ненефтегазовых доходов в первую очередь оказывает НДС, — констатируют они. — При продолжении набранных темпов высока вероятность достичь по итогам текущего года объема поступлений от данного налога в размере 11 трлн руб., что соответствует исходным ожиданиям Минфина России».

Аналитики института отмечают, что на фоне снижения рентабельности предприятий реального сектора (по данным Росстата, сальдированный финансовый результат по итогам трех месяцев текущего года снизился на 22,3% к уровню аналогичного периода предыдущего года) динамика поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль в январе — мае 2023 г. оказалась даже лучше, чем можно было ожидать — сокращение составило всего 0,1 трлн руб. в номинальном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако прогноз поступлений от налога на прибыль на весь год, по их словам, можно будет делать только после получения полугодовых данных о сальдированном финансовом результате.

Расходы федерального бюджета за пять месяцев 2023 г. относительно января — мая 2022 г. увеличились на 2,7 трлн руб. в текущих ценах в основном за счет роста бюджетных ассигнований по закрытой части (на 3,5 трлн руб.), объем которых не распределен по функциональным разделам бюджетной классификации расходов, а также расходов на межбюджетные трансферты, которые, принимая во внимание необычно высокий уровень кассового исполнения (66% против 32—33%), демонстрируют готовность Минфина России доводить средства до регионов опережающими темпами.

В номинальном выражении за январь — май 2023 г. объем бюджетных ассигнований по всем направлениям финансирования (без учета «силовых» расходов) был не ниже прошлогоднего уровня. Отдельно авторы анализа отмечают возросший уровень кассового исполнения федерального бюджета по расходным статьям: 45,5% против 36,4 и 33,6% от годовых утвержденных объемов в 2021 и 2022 гг. соответственно.

«С одной стороны, можно ожидать некоторого „торможения“ наращивания бюджетных расходов во второй половине года, с другой — существуют ощутимые риски того, что плановые параметры федерального бюджета в части расходов (29 трлн руб.) будут превышены на 1,5—2,0 трлн руб.», — полагают эксперты Института Гайдара.

Также они отмечают, что по итогам пяти месяцев 2023 г. федеральный бюджет исполнен с существенным дефицитом (–3,4 трлн руб.), что совсем не типично для практики исполнения федерального бюджета последних лет. Авторы анализа придерживаются ранее сделанных ими оценок относительного годового дефицита бюджета в размере более 4 трлн руб., или порядка 2,5% ВВП. По их мнению, с учетом наличия ликвидных средств в ФНБ, общий объем которого на 1 июня 2023 г. составил 12,4 трлн руб., а также относительно низкого уровня долговой нагрузки (объем государственных внутренних заимствований на 1 июня 2023 г. достиг 19,8 трлн руб., что означает рост за пять месяцев 2023 г. на 1,0 трлн руб.) проблем с финансированием столь значительного объема дефицита в течение года не возникнет, однако ситуация может измениться в худшую сторону уже в следующем году (по мере исчерпания ФНБ и увеличения внутреннего долга Российской Федерации).

«И хотя объективно оценить устойчивость бюджетной системы в среднесрочном периоде пока не представляется возможным в связи с сохраняющейся высокой неопределенностью, в том числе в геополитике, а также в переориентации российской экономики в сторону азиатского рынка сбыта, следует признать, что Минфину России удается держать ситуацию в сфере государственных финансов под контролем», — заключают ученые Института Гайдара.

 

Основные параметры федерального бюджета за январь — май 2021—2023 гг.

 

Январь — май 2021

Январь — май 2022

Январь — май 2023

Изменение в 2023 г.

 (в текущих ценах, млрд руб.) относительно

млрд руб.

кассовое 

исполнение, %

млрд руб.

кассовое исполнение, %

млрд руб.

кассовое исполнение, %

2021

2022

Доходы, в том числе:

9320

36,9

12043

43,3

9818

37,6

498

–2225

– нефтегазовые доходы

3129

34,6

5658

48,8

2853

31,9

–276

–2805

– ненефтегазовые доходы, в том числе:

6191

38,1

6385

39,3

6965

40,5

774

580

– налог на прибыль

558

36,0

810

44,6

688

42,1

130

–122

– НДС

3520

38,2

3757

39,3

4368

41,9

848

611

– прочие доходы

2113

38,7

1818

36,6

1909

37,1

–204

91

Расходы

9004

36,4

10 544

33,6

13 229

45,5

4225

2685

Дефицит

316

 

1499

 

–3411

 

–3727

–4910

– нефтегазовый дефицит

–2813

 

–4159

 

–6264

 

–3451

–2105

Источники: Минфин России, Росказна, портал «Электронный бюджет», Росстат, расчеты авторов