Комплаенс налоговых рисков, защиты информации и другие виды: основные тренды и требования в бизнес-процессах

| статьи | печать

Без сомнений, 2022 и 2023 гг. потребовали от российской экономики перезагрузки. Изменились участники рынка, бизнес-процессы и требования к процедурам комплаенса, проводимым организациями. Важно отметить, что благодаря врожденной устойчивости российского бизнеса к переменам ключевые политики и тренды развития действующих и новых компаний сохранились.

Так, 69% респондентов исследования, проводимого компанией ДРТ в области комплаенса несколько лет подряд, первостепенным обозначают антикоррупционный комплаенс и соблюдение норм этики. Это оправдано тем, что данное направление обеспечивает почти половину всех важных комплаенс-рисков или рисков мошенничества в работе предприятий.

К ним относятся:

  • конфликты интересов;

  • случаи коррупции;

  • хищение и воровство на местах;

  • дискриминация сотрудников.

Трендовым остается также комплаенс в сфере защиты персональных данных. Его приоритетность обозначили больше половины респондентов, в особенности банковской сферы, где происходит практически каждая вторая утечка. Связано это, конечно, с последними ужесточениями требований Роскомнадзора к хранению персональных данных сотрудников и клиентов.

Тенденции прошедшего года повысили важность проведения комплаенса в области торговых санкций. Особо значим он стал для международных компаний (в том числе и для компаний, выход которых из международной группы был объявлен, но пока не состоялся).

Российский же бизнес по результатам трансформации цепочек поставок определил более приоритетным комплаенс в сфере защиты конфиденциальной информации. Это обосновывается началом новой волны импортозамещения, характеризующейся ростом отечественных разработок и исследований на замену ограниченным зарубежным технологиям.

Затрагивая вопрос технологий, отметим, что комплаенс — это широко цифровизируемое направление. Большая часть участников рынка, независимо от размера бизнеса и сферы деятельности, стремится к автоматизации и цифровизации процедур комплаенса. В первую очередь это выражается в создании автоматизированных контрольных процедур в управлении рисками.

Наряду с обозначенными процедурами комплаенса значимым остается комплаенс в области налоговых рисков. Набирающим популярность является институт налогового мониторинга. Он позволяет создать прямой канал обмена информацией с ФНС России, а также настроить и систематизировать ряд автоматизированных контрольных процедур, обеспечивающих снижение вероятности возникновения налоговых споров (участники налогового мониторинга разрешают налоговые споры через мотивированные мнения в досудебном порядке). Одной из последних тенденций в этой области становится тренд на автоматизацию системы внутреннего контроля, а также прямая интеграция информационной системы с АИС «Налог-3».

Организация может самостоятельно произвести указанные настройки либо привлечь стороннего подрядчика для проведения отдельных настроек или реализации готового технологического решения, учитывающего особенности бизнес-процессов компании. При этом, несмотря на популярность указанного института, сохраняется ограниченность его применения для среднего и малого бизнеса (в связи с минимальными пороговыми значениями по выручке, активам и сумме налоговых платежей для входа в режим налогового мониторинга).

Самым распространенным направлением в области налогового комплаенса и управления рисками на протяжении многих лет является снижение рисков работы с недобросовестными контрагентами (47% респондентов отметили их первостепенность среди комплаенс-рисков). Необходимость проверки контрагентов на предмет налоговой благонадежности была официально закреплена в Налоговом кодексе РФ в 2017 г. (ст. 54.1 НК РФ). За шесть лет был сформирован пласт судебной практики и разъясняющих писем со стороны ФНС России (ключевым из них стало письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Напомним, что в основу положена необходимость оценки благонадежности контрагентов по достаточно формализованным критериям с целью определения недобросовестных с налоговой точки зрения контрагентов, заключение договоров с которыми может привести к судебным тяжбам с налоговыми органами.

Так, например, в рамках дела № А03-18175/2020 (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.01.2022 № Ф04-7902/2021 по делу № А03-18175/2020) налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщиком создана схема дробления бизнеса, при которой бизнес-процесс по строительству, вводу в эксплуатацию и дальнейшему оказанию медицинских услуг, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, разделен между взаимозависимыми лицами путем совершения ими ряда формально правомерных действий с целью искусственного создания условий для применения налоговых вычетов по НДС. В данной ситуации организация смогла доказать реальность сделки благодаря наличию так называемого «защитного файла», содержащего в себе подтверждения реальности сделки. Таким образом, практика показывает, что изначальный отказ от заключения договора с неблагонадежным контрагентом поможет не создавать источник возникновения судебных споров с ФНС России.

Также отметим, что эффективным инструментом в данном направлении является мониторинг контрагентов, позволяющий снизить как налоговые, так и финансовые риски (например, оценка рисков банкротства контрагента в рамках доходного для организации договора позволит своевременно принять меры по снижению риска неоплаты сумм по договору).

За время существования требования к оценке благонадежности контрагентов ряд компаний представили на рынке свои автоматизированные системы для оценки контрагентов. Однако применение готовых решений с учетом числа контрагентов и сложности бизнес-процессов практично в основном для малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу мы бы порекомендовали рассмотреть создание кастомизированных решений своими силами или силами сторонних подрядчиков. По нашему опыту сплошная проверка и мониторинг контрагентов при массиве, превышающем 1 тыс. контрагентов в год, в ручном режиме представляются неэффективными и затруднительными. Поэтому на таких объемах имеет смысл рассматривать автоматизацию проверки благонадежности контрагентов.

Это могут быть отдельные модули для оценки контрагентов как на входе, так и в рамках мониторинга по всем действующим договорам. Такие решения позволят полностью автоматизировать контрольный процесс проверки благонадежности контрагентов. Автоматизация такого процесса представляется также крайне целесообразной для участников налогового мониторинга, поскольку у большинства нынешних участников режима налогового мониторинга риск по 54.1 указан в матрице рисков и контрольных процедур.

Автоматизация скоринга (метод выявления рисков) контрагентов может позволить также усилить степень автоматизации системы внутреннего контроля (СВК) для участника налогового мониторинга с последующим увеличением доли автоматизированных контрольных процедур и степени зрелости СВК участника налогового мониторинга. Кроме фискальных и административных эффектов для участников налогового мониторинга, хотелось бы особо отметить важность автоматизации скоринга налоговой благонадежности для широкого круга предприятий. Автоматизация скоринга контрагентов может позволить цифровизировать целый ряд процессов в рамках тендерных и бестендерных процедур, снизить административную нагрузку на бизнес в рамках выполнения рутинных операций, повысить степень автоматизации СВК для целей менеджмента.