Правительством в Госдуму внесена инициатива о закреплении в Налоговом кодексе налога на сверхприбыль для крупных компаний с рядом исключений. Например, налог не коснется компаний, созданных после 2020 г. В периметр налога не войдут компании малого и среднего бизнеса, организации — плательщики единого сельскохозяйственного налога, а также компании нефтегазового сектора и добычи угля, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо. Рассмотрим, кто должен уплачивать этот налог, его
В этой связи Госдума во втором чтении рассматривает два законопроекта:
-
законопроект № 379177-8 «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
-
законопроект № 379248-8 «О налоге на сверхприбыль».
Последним из указанных законопроектов предлагается установить налог на сверхприбыль для организаций, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 г. и за 2022 г. оказалась выше 1 млрд руб. Налоговая база при этом будет рассчитываться как прирост средней арифметической величины прибыли за 2021 г. и за 2022 г. над средней арифметической величиной прибыли за 2018 г. и за 2019 г.
Что касается налоговой ставки, то ее планируется установить в размере 10%.
Отметим, что при фактическом перечислении в 2023 г. определенной суммы денежных средств (обеспечительного платежа) в бюджет, размер налога, по сути, может быть равен величине, исчисленной по ставке 5%. В свою очередь, перечисленные средства будут зачтены в счет уплаты налога на сверхприбыль.
Законодатели планируют, что налог на сверхприбыль будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет и носить разовый характер.
Как указывается в пояснительной записке, законопроектом также предусматривается ряд категорий организаций, которые исключаются из состава плательщиков налога на сверхприбыль.
Обращаем внимание, что ко второму чтению данного законопроекта от Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) в Госдуму потупило предложение об освобождении резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) от налога на сверхприбыль (windfall tax). Речь идет о резидентах ОЭЗ, которые в 2018, 2019 гг. осуществляли капитальные вложения, и их проекты вышли менее чем на 50% планируемой производственной мощности. По мнению экспертов, в законопроекте, принятом Госдумой в первом чтении 28 июня 2023 г., нет положений стимулирующего характера. То есть у компаний отсутствует стимул производить капитальные вложения (инвестиции), тем самым развивать собственный бизнес. По мнению экспертов, если же депутаты примут данные поправки, то это может увеличить объем инвестиций в российскую экономику.
ТПП РФ также предлагает дать возможность исключить из расчета платежа суммы капитальных вложений и компаниям, которые не являются резидентами ОЭЗ. У таких организаций из расчета сверхприбыли за 2021, 2022 гг. следует исключить сумму инвестиций в основные средства, направленные на будущие периоды. Если не принять эти уточнения, то существует риск, что компании будут отказываться от инвестиционных вложений в будущем. В итоге бизнес может столкнуться с проблемами, связанными с устареванием оборудования и технологий, снижением качества продукции и уровня обслуживания клиентов и т.д.
Также в Госдуме находится на рассмотрении проект федерального закона о внесении изменений в часть первую и ст. 270 НК РФ № 379177-8. Он разработан в целях создания упрощенного порядка установления разовых налогов, в частности налога на сверхприбыль, введение которого направлено на формирование дополнительных доходов федерального бюджета.
Как указывается в пояснительной записке, положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров РФ.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияния на достижение целей какой-либо государственной программы РФ.
Стоит также отметить, что инициаторами введения налога на сверхприбыль были предприниматели. Это ранее отмечал первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов.