Последние 15 лет бюрократизм госвласти постепенно снижался

| статьи | печать

Такой вывод делают ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП), проведя в апреле — мае 2023 г. обследование предприятий на предмет их адаптации к санкциям и взаимоотношения со структурами государственной власти.

Авторы исследования отмечают, что скорость адаптации предприятий к санкциям во многом зависит от поддержки со стороны властей. Взгляды российских предприятий на то, какие именно меры поддержки должны осуществляться властями, к весне 2023 г. изменились не очень сильно. По частоте упоминаний по-прежнему лидируют желательность сдерживания роста цен на энергию и транспорт (54,0% ответов), а также снижения бюрократической нагрузки (46,8%) и налогового бремени для производителей (46,0%). Также остаются популярными идеи о поддержке спроса в экономике через госзакупки (43,7% ответов), финансовой поддержке действий по импортозамещению (38,9%) и запуске крупных инфраструктурных проектов (36,5%).

Отвечая на вопросы о роли государства в современных условиях, большинство опрошенных предприятий, как и раньше, высказались за проведение более активной государственной экономической политики. За усиление государственного вмешательства в экономику с помощью косвенных методов весной 2023 г. высказались 44,4% респондентов, а за усиление прямого вмешательства — 11,3%.

В то же время примерно около трети предприятий выступили за то, чтобы роль государства в экономике в той или иной степени снизилась.

«Кроме того, если проанализировать динамику ответов на вопрос о желательной роли государства в экономике, то за последние десять лет доля сторонников более активного государства медленно снижается, а доля сторонников противоположной точки зрения растет. По всей вероятности, эта тенденция свидетельствует о постепенном повышении уверенности российского бизнеса в своих силах», — полагают эксперты ИНП.

Вместе с тем, оценивая государство в качестве собственника предприятий, больше половины респондентов весной 2023 г. посчитали, что по тем или иным причинам оно хуже справляется с этой функцией, чем частные владельцы. Впрочем, авторы исследования указывают, что во время опросов предыдущих лет распределение мнений предприятий-участников было примерно таким же.

Также ученые ИНП отмечают, что к 2023 г. российские предприятия в целом несколько смягчили свои претензии по поводу бюрократизма государственной власти. Доля ответов о том, что особых сложностей с бюрократией у предприятия не было, достигла 23,6% — самого высокого уровня за весь период проведения опросов. При этом авторы опроса констатируют, что удельный вес респондентов, заявивших об увеличении бюрократических сложностей, также не был критически большим, составив только 24,4%. Постепенное уменьшение жалоб на бюрократию, по мнению ученых, связано с совершенствованием нормативно-правовой базы и быстрой цифровизацией многих государственных услуг.

Впрочем, аналитики ИНП констатируют, что в целом проблема избыточного бюрократического давления на предприятия все еще остается довольно острой. Об этом им свидетельствуют ответы на вопрос об уровне бюрократизма в различных структурах государственной власти.

С одной стороны, за последние 15—16 лет в некоторых случаях уровень претензий к бюрократизму отдельных органов госвласти заметно снизился. В частности, по сравнению с 2007 г. в 2023 г. доля сообщений о чрезмерном бюрократизме землеустроительных служб уменьшилась с 42,1 до 21,2%; природоохранных органов — с 37,2 до 21,2%; органов санитарного надзора — с 33,8 до 17,2%; таможенных органов — с 30,3 до 11,1%. С другой стороны, частота жалоб на бюрократизм целого ряда структур государственной власти как минимум не снижается. Например, удельный вес ответов о высоком уровне бюрократизма федеральных ведомств, местных администраций, правоохранительных и судебных органов в 2023 г. оказался даже чуть выше, чем в 2007 г.

 

Ответы на вопрос: «Деятельность каких органов власти является наиболее забюрократизированной и препятствующей нормальной работе Вашего предприятия?» (сумма ответов > 100%)

Ведомство

0.2-0.3 2007

0.4-0.5 2023

Федеральные министерства и ведомства

17,9

22,2

Региональная администрация

16,6

н.д.

Местная администрация

20,7

21,2

Налоговые органы

46,2

36,4

Местное отделение казначейства

2,1

7,1

Архитектурно-планировочные службы

26,2

16,2

Землеустроительные службы

42,1

21,2

Природоохранные органы

37,2

21,2

Органы санитарного надзора

33,8

17,2

Органы пожарного надзора

27,6

15,2

Правоохранительные органы

13,8

16,2

Судебные органы

13,8

14,1

Таможенные органы

30,3

11,1

Другие инстанции

8,3

6,1

Источник: ИНП РАН