Такой вывод делают ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП), проведя в апреле — мае 2023 г. обследование предприятий на предмет их адаптации к санкциям и взаимоотношения со структурами государственной власти.
Авторы исследования отмечают, что скорость адаптации предприятий к санкциям во многом зависит от поддержки со стороны властей. Взгляды российских предприятий на то, какие именно меры поддержки должны осуществляться властями, к весне 2023 г. изменились не очень сильно. По частоте упоминаний по-прежнему лидируют желательность сдерживания роста цен на энергию и транспорт (54,0% ответов), а также снижения бюрократической нагрузки (46,8%) и налогового бремени для производителей (46,0%). Также остаются популярными идеи о поддержке спроса в экономике через госзакупки (43,7% ответов), финансовой поддержке действий по импортозамещению (38,9%) и запуске крупных инфраструктурных проектов (36,5%).
Отвечая на вопросы о роли государства в современных условиях, большинство опрошенных предприятий, как и раньше, высказались за проведение более активной государственной экономической политики. За усиление государственного вмешательства в экономику с помощью косвенных методов весной 2023 г. высказались 44,4% респондентов, а за усиление прямого вмешательства — 11,3%.
В то же время примерно около трети предприятий выступили за то, чтобы роль государства в экономике в той или иной степени снизилась.
«Кроме того, если проанализировать динамику ответов на вопрос о желательной роли государства в экономике, то за последние десять лет доля сторонников более активного государства медленно снижается, а доля сторонников противоположной точки зрения растет. По всей вероятности, эта тенденция свидетельствует о постепенном повышении уверенности российского бизнеса в своих силах», — полагают эксперты ИНП.
Вместе с тем, оценивая государство в качестве собственника предприятий, больше половины респондентов весной 2023 г. посчитали, что по тем или иным причинам оно хуже справляется с этой функцией, чем частные владельцы. Впрочем, авторы исследования указывают, что во время опросов предыдущих лет распределение мнений предприятий-участников было примерно таким же.
Также ученые ИНП отмечают, что к 2023 г. российские предприятия в целом несколько смягчили свои претензии по поводу бюрократизма государственной власти. Доля ответов о том, что особых сложностей с бюрократией у предприятия не было, достигла 23,6% — самого высокого уровня за весь период проведения опросов. При этом авторы опроса констатируют, что удельный вес респондентов, заявивших об увеличении бюрократических сложностей, также не был критически большим, составив только 24,4%. Постепенное уменьшение жалоб на бюрократию, по мнению ученых, связано с совершенствованием нормативно-правовой базы и быстрой цифровизацией многих государственных услуг.
Впрочем, аналитики ИНП констатируют, что в целом проблема избыточного бюрократического давления на предприятия все еще остается довольно острой. Об этом им свидетельствуют ответы на вопрос об уровне бюрократизма в различных структурах государственной власти.
С одной стороны, за последние 15—16 лет в некоторых случаях уровень претензий к бюрократизму отдельных органов госвласти заметно снизился. В частности, по сравнению с 2007 г. в 2023 г. доля сообщений о чрезмерном бюрократизме землеустроительных служб уменьшилась с 42,1 до 21,2%; природоохранных органов — с 37,2 до 21,2%; органов санитарного надзора — с 33,8 до 17,2%; таможенных органов — с 30,3 до 11,1%. С другой стороны, частота жалоб на бюрократизм целого ряда структур государственной власти как минимум не снижается. Например, удельный вес ответов о высоком уровне бюрократизма федеральных ведомств, местных администраций, правоохранительных и судебных органов в 2023 г. оказался даже чуть выше, чем в 2007 г.
Ответы на вопрос: «Деятельность каких органов власти является наиболее забюрократизированной и препятствующей нормальной работе Вашего предприятия?» (сумма ответов > 100%)
Ведомство |
0.2-0.3 2007 |
0.4-0.5 2023 |
Федеральные министерства и ведомства |
17,9 |
22,2 |
Региональная администрация |
16,6 |
н.д. |
Местная администрация |
20,7 |
21,2 |
Налоговые органы |
46,2 |
36,4 |
Местное отделение казначейства |
2,1 |
7,1 |
Архитектурно-планировочные службы |
26,2 |
16,2 |
Землеустроительные службы |
42,1 |
21,2 |
Природоохранные органы |
37,2 |
21,2 |
Органы санитарного надзора |
33,8 |
17,2 |
Органы пожарного надзора |
27,6 |
15,2 |
Правоохранительные органы |
13,8 |
16,2 |
Судебные органы |
13,8 |
14,1 |
Таможенные органы |
30,3 |
11,1 |
Другие инстанции |
8,3 |
6,1 |
Источник: ИНП РАН