Мария Щербакова,
младший юрист, консалтинговая компания, Kulik & PartnersLaw.Economics
Закон вводит новые порядок и институты рассмотрения ходатайства, заимствованные из европейской практики, устанавливает новое требование для согласования сделок экономической концентрации.
Если цена сделки превышает 7 млрд руб., то она совершается только с предварительного согласия антимонопольного органа (и при этом не учитываются пороговые значения стоимости активов и выручки заявителя и объекта экономической концентрации).
Вводится новый для российского права институт письменных обязательств (по аналогии с commitments в европейском праве), который заключается в том, что лица, подавшие ходатайство, вправе представить в антимонопольный орган письменные обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции. В законе не уточнены требования к форме и содержанию таких обязательств, а также критерии, по которым антимонопольный орган будет оценивать достаточность соответствующих обязательств для обеспечения конкуренции на рынке. Возможно, в будущем последуют соответствующие ведомственные разъяснения.
Закон также вводит очный порядок рассмотрения ходатайства. Теперь, если по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган придет к предварительному выводу о том, что сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции, он направляет заявителю, а также иным лицам заключение об обстоятельствах ходатайства (по аналогии с заключением об обстоятельствах дела ст. 48.1 Закона о защите конкуренции). В этом случае или по собственной инициативе антимонопольный орган назначает очное рассмотрение ходатайства, о чем принимается определение. При этом очное рассмотрение ходатайства не может быть назначено ранее чем через пять рабочих дней со дня направления заявителю и иным лицам заключения об обстоятельствах ходатайства.
Теперь так же, как и при рассмотрении антимонопольного дела, лица, участвующие в сделке, могут представлять в антимонопольный орган пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства, до окончания рассмотрения ходатайства и принятия антимонопольным органом решения.
Появится возможность привлечения эксперта и назначения экспертизы при рассмотрении ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. Вносимые изменения не только расширяют сферу применения этого института, но и унифицируют порядок назначения и проведения экспертизы. При назначении экспертизы и привлечении эксперта к рассмотрению ходатайства срок рассмотрения ходатайства приостанавливается на срок проведения экспертизы. Законодательно закрепляется, что заключение эксперта учитывается при даче согласия на сделку, вынесении решения по делу, выдаче предписания.
Кроме того, вносимые поправки неизбежно потребуют корректировок порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке и иных подзаконных актов, регламентирующих процедурные аспекты рассматриваемых ФАС России вопросов1.
Новый закон отменяет «антимонопольные иммунитеты» в случае установления признаков нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. То есть участие компаний из подконтрольной группы лиц в торгах при наличии признаков антиконкурентного соглашения будет однозначно рассматриваться как картель. Есть вероятность, что и практика антимонопольной службы, и судебная могут пойти по пути более жесткой оценки участия в торгах лиц из подконтрольной группы — когда такое участие само по себе будет означать осведомленность компаний о поведении друг друга на торгах, даже без наличия иных классических признаков картеля2.
В таком случае участие компаний из подконтрольной группы в нескольких торгах с незначительным снижением уже может быть признано достаточным для установления картеля.
1 Шаститко А.Е., Дозмаров К.В. Экономическая экспертиза: что нового предложил пятый пакет / Конкуренция и право. № 6. 2022. С. 30—35.
2 Канунцева М.В., Щербакова М.Г. Картели на торгах остались без иммунитета / Legal Insight, № 6 (122), 2023. С. 50—53.