В целом по России он превысит значения 2022 г. и будет сопоставим с уровнем 2020 г., прогнозируют специалисты Банка России в очередном докладе, посвященном региональной экономике.
Эксперты регулятора отмечают, что более устойчивые к внешним шокам объемы поступлений и менее выраженный рост расходов обусловили меньший объем текущего дефицита региональных бюджетов. За последние 12 месяцев (с июня 2022 г. по май 2023 г.) сальдо доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов составило –0,44 трлн руб. Без учета безвозмездных поступлений на региональном уровне сложился бюджетный дефицит в размере 4,9 трлн руб., что сопоставимо со значениями, наблюдавшимися в 2020 г.
Доходы
По итогам пяти месяцев 2023 г. план по доходам консолидированных бюджетов субъектов РФ на 2023 г. исполнен на 46% (в среднем за 2018—2022 гг. — 38%). Доходы в январе — мае 2023 г. выросли на 6,9% относительно аналогичного периода 2022 г. Наиболее существенный годовой рост доходов авторы анализа констатируют в Поволжье и на Юге, в то время как на Дальнем Востоке и Северо-Западе доходы снизились.
Поступления собственных (налоговых и неналоговых) доходов региональных бюджетов в январе — мае 2023 г. увеличились на 4,7% год к году. План по ним исполнен на 46% (2018—2022 гг. — 40%). Сильнее, чем в других макрорегионах, выросли собственные доходы на Юге благодаря существенному росту поступлений от налога на прибыль, особенно в Краснодарском крае и Ростовской области.
Аналитики ЦБ отмечают, что увеличение экономической активности привело к расширению налоговой базы крупных региональных промышленных предприятий. Так, в Краснодарском крае выросла отгрузка товаров морским и железнодорожным транспортом, а также увеличился объем строительных работ. Значительный годовой рост по налогу на прибыль наблюдался и в регионах Центральной России, например в Ивановской области. Высокую прибыль получили предприятия, в первую очередь текстильные и швейные, в условиях роста производства, связанного с выполнением госзаказа. В целом налог на прибыль принес региональным бюджетам доходов на 6,5% больше, чем в январе — мае 2022 г. План по нему исполнен на 62% (2018—2022 гг. — 47%).
Снижение поступлений в годовом выражении зафиксировано в Сибири, на Северо-Западе и Дальнем Востоке. В Санкт-Петербурге, Архангельской области и других регионах эксперты ЦБ связывают это в том числе с отменой института консолидированных групп налогоплательщиков. На Дальнем Востоке снижение они также объясняют возвратом излишне уплаченных сумм налога за 2022 г. в связи с ростом убыточности добывающих предприятий, а также снижением цен на энергоносители.
План по налогам на совокупный доход за январь — май 2023 г. исполнен на 50% (2018—2022 гг. — 47%). Поступления по данным налогам в консолидированные бюджеты регионов выросли в годовом измерении на 11,1%. Наиболее высокий рост доходов по данной статье наблюдался на Юге, в Поволжье и на Урале. Например, в Мордовии, Оренбургской и Пензенской областях увеличилось количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Поступления НДФЛ в консолидированные бюджеты регионов за пять месяцев 2023 г. составили 34% от плана (2018—2022 гг. — 36%). Доходы регионов от этого налога уменьшились на 1,7% год к году. Это авторы анализа связывают со снижением поступлений в Центральном и Северо-Западном макрорегионах. Так, в Москве на динамику повлияло уменьшение выплат дивидендов бизнесом. Вместе с тем, как и в случае с налогом на прибыль, во многих регионах отмечались задержки поступлений средств в региональные бюджеты в связи с переходом на ЕНС.
Объемы безвозмездных поступлений выросли более существенно, чем собственные доходы, — прирост составил 17,6%. Наиболее значительное увеличение трансфертов зафиксировано в Центральном, Южном и Волго-Вятском макрорегионах. Например, рост в Крыму, Краснодарском крае и Севастополе аналитики ЦБ обусловливают увеличением бюджетных ассигнований на модернизацию транспортной, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры.
Планируемые по итогам 2023 г. поступления в консолидированные бюджеты регионов на 5,3% ниже, чем исполнение по итогам 2022 г.
При этом эксперты регулятора полагают, что в связи с улучшением прогноза социально-экономического развития России на 2023 г. (Минэкономразвития России, апрель 2023 г.) по сравнению с проектировками конца 2022 г. (прогноз номинального ВВП повышен с 149,9 до 159,8 трлн руб.) наиболее вероятно повышение прогноза собственных доходов бюджетов большей части регионов.
По сравнению с предварительными оценками конца прошлого года планы по доходам уже были немного пересмотрены вверх, особенно на Дальнем Востоке, в Сибири и Поволжье. Корректировка в основном обусловлена увеличением объемов безвозмездных поступлений. Например, Мордовия в 2023 г. активнее участвует в федеральных программах: регион получил дополнительные средства на компенсацию расходов на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан, а также на строительство мусоросортировочного комплекса. Планы также скорректированы с учетом фактической динамики собственных доходов. Так, в Кемеровской области выросли поступления налога на прибыль от предприятий угольной отрасли благодаря росту цен на уголь выше ожидаемого уровня. В Амурской области ожидается рост доходов от налогов на прибыль и на имущество с учетом реализующихся проектов в газовой отрасли. В Приморском крае прогнозируют положительный эффект от деятельности портов и транспортных компаний в связи с ростом грузооборота.
Расходы
Расходы консолидированных бюджетов регионов России за пять месяцев 2023 г. исполнены на 35% (2018—2022 гг. — 32%). Траты увеличились на 16% относительно аналогичного периода 2022 г. Наибольший рост по сравнению с другими макрорегионами наблюдался на Юге и Северо-Западе. В этих регионах, а также в Поволжье и Сибири более значительно возросли расходы на экономику. В Южном макрорегионе это обусловлено увеличением объемов субсидий предприятиям сельского хозяйства и транспорта, финансированием строительства федеральных автодорог и проектов по развитию общественного транспорта. В Архангельской области был увеличен объем расходов на субсидирование организаций железнодорожного транспорта, а также на развитие межрегионального авиасообщения.
Во многих регионах основным фактором роста расходов на экономику служили повышенные траты на дорожное строительство. Так, в Татарстане продолжается реализация проектов по строительству дорог, в том числе трасс М7 и М12. В Кузбассе строится объезд Кемерово, который поможет ускорить трафик большегрузов и будет способствовать укреплению торгово-экономических связей со странами Азии. В Кировской и Пензенской областях положительный вклад в рост расходов внесло увеличение трат на мероприятия по развитию жилищного строительства.
Высокую долю в расходах региональных бюджетов занимает социальная политика. За пять месяцев 2023 г. наиболее существенный рост по данной статье расходов также был зафиксирован в Южном и Северо-Западном макрорегионах. Во многом эксперты ЦБ это связывают с увеличением расходов на программы социального обеспечения населения. В Ростовской области заметный вклад внесла поддержка граждан, вынужденно переселившихся из соседних регионов.
В ряде случаев отмечалось дополнительное выделение федеральных средств на реализацию инфраструктурных проектов. Так, в Хабаровском крае с 2024 г. на текущий год было перенесено финансирование по федеральному проекту, связанному с реконструкцией системы водоснабжения. В некоторых регионах Северо-Запада расходы на строительство, реконструкцию и ремонт региональной инфраструктуры были перенесены с 2024 г. на текущий год в связи с планируемым получением бюджетных кредитов. В Сибири получение дополнительных федеральных средств в рамках инфраструктурного кредитования ускорило модернизацию систем жилищно-коммунального хозяйства. В Центральной России значимое увеличение плана по расходам во 2-м полугодии 2023 г. отмечалось во Владимирской области в связи с выделением субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ по проектированию туристских центров.
В целом с помощью механизма инфраструктурных бюджетных кредитов в 2023 г. планируется профинансировать проекты на сумму до 315 млрд руб., а использование беспроцентных казначейских кредитов от федерального центра позволит перераспределить с 2024 на 2023 г. расходы на сумму до 180 млрд руб.
Помимо этого, федеральные средства использовались и для финансирования непредвиденных расходов. Так, в Центральной России значительный рост безвозмездных поступлений был связан с внеплановыми дотациями приграничным регионам, которые используются на поддержку предприятий и населения, а также компенсацию материального ущерба. В отдельных регионах Северо-Запада также был отмечен рост безвозмездных поступлений для финансирования социальных выплат семьям, вынужденно прибывшим из других регионов на постоянное или временное место жительства.
Также авторы анализа отмечают, что в 2023 г. органы исполнительной власти в ряде регионов начали более активно использовать опережающее финансирование (авансирование) госзакупок с временным размещением средств бюджетополучателей на счетах в органах Федерального казначейства. При наличии такой схемы взаимодействия государства и исполнителей госконтрактов определенная часть расходов попадает в экономику не сразу, как это происходит при оплате уже выполненного заказа, а сначала поступает на счета подрядчиков, после чего поэтапно используется.
В этих условиях, считают эксперты ЦБ, наблюдаемый прирост бюджетных расходов может иметь отложенное влияние на экономику. По их оценкам, в январе — мае 2023 г. около 17% годового прироста расходов консолидированных бюджетов регионов было направлено на авансирование работы исполнителей госзаказа, тогда как в целом доля данной схемы расчетов в расходах выросла с 4,7 до 6,4%. При этом ее доля в росте расходов имеет большой региональный разброс — от 1,3% на Северном Кавказе до 43,6% на Дальнем Востоке. Наличие данной неоднородности может привести к различной реакции экономики регионов на рост бюджетных расходов, полагают аналитики регулятора.
По итогам 2023 г. планируется рост расходов региональных бюджетов на 9,1% относительно 2022 г. Текущие планы по расходам превышают предварительные оценки. Наиболее заметный пересмотр авторы анализа зафиксировали на Дальнем Востоке, Юге и в Сибири. В Дальневосточном макрорегионе они обусловливают это увеличением расходов на экономику и ЖКХ. Так, в Сахалинской области дополнительные расходы запланированы на переселение из аварийного жилья, строительство взлетной полосы в аэропорту Южно-Сахалинска и строительство дорог областного значения. В Краснодарском крае план вырос в связи с необходимостью модернизации в отдельных отраслях экономики и социальной сферы, реализации инфраструктурных проектов. В Забайкальском крае также для расселения из ветхого жилья перераспределили целевые остатки бюджетных средств 2022 г. Кроме того, были предусмотрены увеличение зарплат бюджетников и дополнительные средства для поддержки военнослужащих и их семей.
«Рост бюджетных расходов положительно повлияет на совокупный спрос в экономике и будет способствовать росту потребительской активности населения», — считают эксперты ЦБ.
Бюджетные дефицит и импульс
С учетом опережающего роста расходов относительно доходов в планы консолидированных бюджетов регионов по итогам 2023 г. заложено отрицательное сальдо. Около половины дефицита планируется финансировать не путем наращивания долговых обязательств, а за счет накопленных ранее остатков денежных средств. Особенно высокую долю в источниках финансирования остатки занимают на Дальнем Востоке, Юге и в Поволжье. Вторым по величине источником выступят коммерческие кредиты, которые покрывают пятую часть дефицита.
Бюджетный импульс на конец 2023 г. во всех макрорегионах ожидается положительным. Наибольшее значение импульса заложено в планах Центрального и Северо-Западного макрорегионов, наименьшее — в Поволжье. Величина бюджетного импульса в целом по России может сложиться выше, чем в 2022 г., и ближе к уровню 2020 г.
«Это будет поддерживать инвестиционный и потребительский спрос в экономике, позитивно влияя на выпуск и выступая в качестве фактора роста цен на товары и услуги», — заключают эксперты Банка России.