Эксперты проанализировали, как российский сектор телекоммуникаций переносит последствия санкционного воздействия, разрыва логистических цепочек и турбулентности на рынке труда. По итогам прошлого года доходы компаний увеличились на 3,1%. Подобных результатов индустрии не удавалось достигнуть в предыдущие кризисы.
Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по итогам 2022 г. доходы от телекоммуникационных услуг составили 1,8 трлн руб. За год доходы компаний стали больше на 3,1%, что сопоставимо с уровнем 2017 г. (3,2%). Для сравнения: когда российская экономика оказалась под воздействием первой волны санкций, в 2015 и 2016 гг., доходы в телекоме практически не изменялись или даже сокращались. В период коронавирусных ограничений 2020 и 2021 гг. рост на телекоммуникационном рынке был в пределах 1,5—2,5%.
Проведенный учеными анализ показал, что в 2022 г. доходы сектора прибавляли в первую очередь за счет повышения тарифов на телекоммуникационные услуги для населения (+6,8%). Но этот рост был в два раза меньше, чем увеличение цен в целом в экономике (13,8% по индексу потребительских цен). Для юридических лиц тарифы за год практически не изменились (+0,3%). В итоге годовой прирост доходов от услуг, оказанных этим группам потребителей, составил +4,4 и +1,6% соответственно, а от физлиц отрасль получила более 53% доходов.
Если посмотреть, как менялась динамика внутри года, то самым результативным для отрасли стал IV квартал — как с точки зрения абсолютных объемов полученных доходов (482 млрд руб.), так и при сопоставлении его результатов с соответствующим периодом 2021 г. Если в II и III кварталах эксперты зафиксировали замедление динамики развития индустрии, когда прирост доходов колебался на уровне 2%, то к IV кварталу наметились признаки адаптации отрасли к изменениям внешних и внутренних условий развития российской экономики, которые произошли в начале 2022 г.
Доходы растут, а компаний все меньше
Положительные с точки зрения доходов итоги года показали почти все сегменты телекома. Самая внушительная статья доходов отрасли — услуги мобильной телефонной связи. В 2022 г. они принесли 462,6 млрд руб., что на 1,8% выше уровня предшествовавшего года. Динамика оказалась плюсовой, несмотря на ослабление спроса со стороны потребителей: трафик голосовой мобильной связи сократился на 5,4% по сравнению с 2021 г. В результате доля услуг мобильной связи в структуре доходов телекома снизилась до 25,6% (–0,3 п.п.).
Заметно более высокий прирост доходов в кризисный год продемонстрировали сегменты мобильного и фиксированного интернета: 8,6 и 4,2% соответственно. Удельный вес этих услуг в общем объеме доходов отрасли вырос до 19,7% (+1,0 п.п.) и 13,5% (+0,1 п.п.). «Такая динамика была поддержана расширением абонентской базы (число абонентов мобильного широкополосного доступа к интернету выросло на 2,2%, фиксированного — на 3,3%) и ростом спроса на соответствующие услуги (трафик мобильного интернета увеличился на 19,6%, фиксированного — на 16,9%)», — пояснили авторы исследования.
В 2022 г. прибавили в доходах и сферы телерадиовещания, спутниковой связи, предоставления прочих телекоммуникационных сервисов. Их доли в структуре доходов индустрии составили 6,3% (+0,1 п.п.), 1,1% (–0,02 п.п.) и 26,9% (–0,3 п.п.) соответственно.
Самую низкую динамику традиционно показала фиксированная телефонная связь: доходы в ней упали на 4,6% (на фоне снижения на 16,4% продолжительности исходящих телефонных соединений). По итогам года доля этого сегмента в доходах телекома сократилась до 6,9% (–0,6 п.п.).
Интересно, что растущий объем получаемых с рынка телекома средств приходится на все меньшее число организаций, работающих в этом виде деятельности (61 код по ОКВЭД2). На конец 2022 г. в отрасли, по данным «СПАРК-Интерфакс», действовали 9,2 тыс. юридических лиц, тогда как в 2015 г. их было почти в два раза больше — 17,4 тыс. С рынка телеком-услуг уходят в основном небольшие интернет-провайдеры, работающие на локальных рынках и предоставляющие услуги фиксированного доступа к сети.
К слову, о тенденции к укрупнению рынка ранее говорил глава Минцифры. «Большие компании выживают проще и легче, и рынок, скорее всего, будет и дальше укрупняться. Стабильное функционирование крупных компаний обеспечено», — отмечал Максут Шадаев на пленарной сессии «Телеком в поисках выхода: вызовы и перспективы» на XIX ежегодном форуме «Ведомостей».
По оценке НИУ ВШЭ, с 2020 г. наметилась тенденция к сокращению темпов убыли компаний, что в первую очередь связано с уменьшением количества ликвидированных юрлиц. Число же созданных организаций на рынке телеком-услуг снижается как минимум последние семь лет.
По результатам прошлого года усилилась и географическая концентрация отрасли. Так, 24% профильных компаний зарегистрированы в Москве, 8% — в Московской области, 7% — в Санкт-Петербурге, по 3% — в Свердловской области и Краснодарском крае. Всего в этих пяти регионах сосредоточены 45% организаций телекома.
В кризисной ситуации игроки рынка наращивают свое присутствие в ведущих регионах страны, что видно по коэффициенту относительного прироста числа организаций. Если в целом по отрасли телекоммуникаций этот показатель равен –4,9, то в указанных регионах (за исключением Свердловской области) его значения выше и находятся в диапазоне от –4,2 до –3,0.
Позитивная динамика сохранится за счет роста тарифов
По данным «ТМТ Консалтинг», рост телекоммуникационного рынка в 2022 г. — один из самых низких показателей за последние годы, ниже динамика была в 2020 г. В текущем году, по прогнозу экспертов, рынок продолжит развиваться темпами, близкими к прошлому году.
Итоги I квартала подтверждают ожидания экспертов. Так, в I квартале 2023 г. количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России составило 35,1 млн (+0,03). Объем рынка в денежном выражении вырос на 0,9%, до 40,3 млрд руб., вследствие повышения стоимости услуги рядом операторов. ARPU (средняя выручка на одного пользователя) составил 383 руб.
Говоря о барьерах для развития рынка в текущем году, в «ТМТ Консалтинг» отметили, что сохранится влияние негативных факторов — потеря части абонентов вследствие выполнения требований 533-ФЗ и релокации за рубеж части экономически активного населения и бизнеса. Также вероятно, по мнению специалистов, снижение спроса со стороны российского бизнеса при ухудшении макроэкономической ситуации. Возможности прироста за счет новых клиентов в крупнейших сегментах рынка при этом исчерпаны.
Ключевым фактором роста выручки от услуг связи в этих условиях остается тарифная политика операторов. На динамике 2023 г. положительно скажется повышение тарифов, проводившееся в течение 2022 г. как в В2С, так и в В2В-сегменте, также можно ожидать пересмотра тарифов по отдельным услугам и в 2023 г., считают эксперты.
Продолжится также процесс замены актуальных тарифов новыми, более дорогими тарифами с большим объемом включенного трафика и дополнительными услугами, такими как ОТТ-видео. «В последующие годы вероятно сохранение рынком динамики доходов от услуг связи на уровне 2% в год. Основной рост операторам связи будут обеспечивать не телекоммуникационные продукты на рынках ИТ и медиа. При этом услуги связи в обозримом будущем по-прежнему будут оставаться основой их бизнеса», — заключили в «ТМТ Консалтинг».
Кабмин готовит стратегию развития до 2035 г.
В том, чтобы индустрия связи непрерывно развивалась, серьезно заинтересовано государство. В июне на стратегической сессии по развитию отрасли связи премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что правительство разработало проект стратегии развития сектора до 2035 г.
В ее основе — системный подход к построению современной информационной инфраструктуры с учетом текущих вызовов и ограничений, для создания которой будут использоваться отечественные телекоммуникационные системы и оборудование. «Это станет значимой частью работы по укреплению технологического суверенитета, о котором говорит глава государства», — сказал глава российского правительства.
Говоря об основных положениях будущей стратегии отрасли, он подчеркнул, что прежде всего у людей должна быть возможность получать качественные услуги связи и доступ к интернету по всей стране, включая труднодоступные районы, небольшие поселения, территории вдоль автомобильных трасс и железных дорог. Спрос на такие коммуникации постоянно растет, они стали частью обычной жизни, как электричество, тепло, горячая вода.
Пользуются и домашним, и мобильным интернетом практически ежедневно 75% россиян старше 18 лет. Пока современные технологии есть не везде. Сейчас перед отраслью стоит задача к 2030 г. обеспечить качественной связью и доступом в интернет все населенные пункты, где проживают от 100 до 500 человек.
Вместе с тем во главе угла стоят вопросы по ускоренной разработке и внедрению передовых отечественных решений в сфере телекоммуникаций. Компаниям-операторам предстоит провести модернизацию сетей, чтобы увеличить их пропускные способности и скорость передачи данных, а также обеспечить высокую устойчивость работы каналов связи, их защищенность от угроз кибератак и внешнего вмешательства.
Власти думают над тем, какие дополнительные меры господдержки необходимы сектору для решения поставленных задач.