За последние годы телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни — рывок в развитии получили цифровые сервисы, такие как маркетплейсы, сервисы доставки, банкинг, онлайн-обучение, онлайн-конференции, удаленная работа, сервисы государственных услуг, системы безопасности и т.д. Но на фоне нестабильной экономической и политической обстановки отрасль столкнулась с рядом проблем, решение которых стратегически важно для социально-экономического развития страны. О сложившейся ситуации рассказывает эксперт в области телекоммуникаций, руководитель строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи компании «Четвертое измерение» Антон Коновалов.
Сейчас Россия входит в десятку стран с самым активным использованием интернета. Это говорит о высоком уровне имеющейся телекоммуникационной инфраструктуры. Показатель цифровизации традиционно измеряется количеством домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет. По данным Правительства РФ, сейчас им обеспечено 86% из них. И уже разработан проект долгосрочной стратегии развития отрасли связи до 2035 г., согласно которому к 2030 г. планируется довести до 97% долю домохозяйств, которым будут созданы возможности доступа к широкополосному интернету. Но, наряду с перспективами, существует и ряд факторов, негативно влияющих на развитие отрасли в целом.
Избыточная нагрузка на линии связи и недостаток финансирования
На сегодняшний день показатель загруженности магистральных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) находится на уровне 76% и, по прогнозам, к 2026 г. имеющиеся линии будут полностью загружены. Если не будет увеличена их пропускная способность, дальнейшее развитие телекома будет крайне затруднительно. Учитывая, что основная часть ВОЛС построена в 1995—2005 гг., средний срок эксплуатации составляет около 20—25 лет, то до 2035 г. предстоит замена около 1,3 млн км магистральных сетей. А это требует дополнительного финансирования.
Устранение цифрового неравенства. Эта государственная программа реализуется Минцифры России без малого 10 лет. На текущий момент она предусматривает создание точек доступа к сети Интернет в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек, но выполняется недостаточными темпами из-за нехватки финансирования. В 2022 г. из бюджета на программу было выделено 14 млрд руб., а в текущем — только около 7 млрд.
Дефицит сетевого оборудования
В прошлом году на наш рынок официально прекратили поставки Nokia, Huawei и Ericsson — основные производители телекоммуникационного оборудования. Все привозимое сейчас оборудование достается нам посредством параллельного импорта, что не всегда легально. И, к сожалению, приходится признать, что российские производители не могут предложить рынку вообще никакой альтернативы. Даже если она появится, зависимость от иностранной компонентной базы в ближайшее время никуда не денется, так как она нарабатывалась десятилетиями и избавиться от нее быстро не удастся.
Как будет решаться проблема — импортозамещением, поставками и доработкой альтернативного оборудования из Индии, Израиля и Турции или поставками по «серым» схемам — пока сказать сложно.
Отсрочка внедрения стандарта связи 5G
Также в 2022 г. правительством была утверждена «дорожная карта» развития мобильных технологий, где в целях обеспечения технологического суверенитета акцент делается на плановые работы по импортозамещению сетей связи четвертого поколения (4G).
Пятое поколение связи (5G) — следующий логичный шаг развития отрасли. И отечественные разработчики уже отчитались об успешном испытании опытных образцов оборудования. Но вопрос, когда будет налажено производство этого оборудования в промышленных масштабах, которое перекроет нужды индустрии, остается открытым.
Дорогая инфраструктура для развития мелких операторов связи
Ассоциация малых операторов России (АМОР) считает, что из-за отсутствия определения понятия «точка доступа», данного в новых методических рекомендациях ФАС по установлению тарифов на доступ к инфраструктуре сетей электросвязи, сетевые компании искусственно повышают стоимость своих услуг. С этой проблемой АМОР и обратилась в своем письме к Правительству РФ 25 мая этого года. Ассоциация отмечает, что стоимость тарифа размещения может теперь увеличиваться в разы, в зависимости от решения сетевой компании. Кроме того, некоторые дочерние компании ПАО «Россети» и так уже на 10% повысили цены на доступ к опорам ЛЭП для размещения сетей электросвязи.
Это, естественно, ведет к повышению тарифов для конечного потребителя, нерентабельности оказания услуг связи малыми операторами и в конечном итоге — к прекращению их деятельности. Пострадают от этого в первую очередь малочисленные труднодоступные населенные пункты России, где не будет связи.
Дефицит кадров в отрасли
Как и по всей стране, в сфере телекоммуникаций сейчас наблюдается дефицит квалифицированных специалистов. Трудно оценить масштабы, но если ориентироваться на данные HeadHunter, то с начала года количество вакансий в телекоме увеличилось, а в сегменте оптоволоконной связи выросло примерно на треть. Этот рост, предположительно, связан с восстановлением и развитием сетей в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, где сейчас необходимы в первую очередь строители оптоволоконных линий.
Но как удовлетворить этот спрос — большой вопрос. Даже на рядовую должность инженера требуется сотрудник с высшим профильным образованием, а таких специалистов, имеющих опыт работы, не так много. Выпускники высших учебных заведений зачастую имеют такой уровень квалификации, что необходимо переучивать специалистов, чтобы можно было допустить их до самостоятельной работы.
В целом же ситуация в отрасли не критичная, но тревожная. Главное направление работы для операторов связи и всех игроков рынка в сложившихся обстоятельствах — не допустить деградацию телекоммуникационных сетей и ухудшение качества предоставляемых услуг населению и производственным объектам.
Доходы по видам телекоммуникационных услуг, 2022 г.
Вид услуги |
Млрд руб. |
% к предыдущему году |
Мобильная сотовая связь |
462,6 |
1,8 |
Мобильный интернет |
355,5 |
8,6 |
Фиксированный интернет |
243,4 |
4,2 |
Фиксированная телефонная связь |
124,8 |
–4,6 |
Телерадиовещание |
114,5 |
4,2 |
Спутниковая связь |
19,4 |
0,9 |
Прочие услуги связи |
485,3 |
1,9 |
Источник: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Минцифры России