Публичная демонстрация и публичное исполнение: особенности правоприменения

| статьи | печать

Одними из способов использования произведения, упомянутыми в ст. 1270 ГК РФ, являются публичный показ и публичное исполнение произведения. С правовой точки зрения эти действия сопряжены со множеством нюансов: техническими, целевыми (использование с коммерческой, информационной, научной, культурной или личной целью), с широтой аудитории (публичное исполнение или в обычном кругу семьи) и пр. В материале разберемся в этом вопросе, а также в том, в каких случаях потребуется получение согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 1270 ГК РФ).

Согласно подп. 3 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ в качестве одного из способов использования произведения предусмотрен публичный показ произведения — любая демонстрация:

  • оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств,

  • а также отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Право исключительного лицензиата на обращение с иском, направленным на защиту исключительных прав, установлено ст. 1254 ГК РФ.

Так, в деле № А40-213640/2014 в обоснование требований о взыскании с ответчика компенсации истец ссылался на незаконное использование ответчиком кадров из фильма на сайтах. Суд по интеллектуальным правам по указанному делу указал, что нижестоящие инстанции установили факт публичного показа кадров из фильма в составе размещенного на сайтах контента, следовательно, суды правомерно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика компенсации за нарушение прав исключительного правообладателя. При этом суд исходил из того, что использование частей произведения (кадров) является самостоятельным использованием самого произведения в целом, а незаконное использование частей произведения без разрешения правообладателя образует нарушение его исключительного права.

Еще одним способом распространения объекта интеллектуальной деятельности является публичное исполнение.

Согласно подп. 6 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ публичное исполнение произведения — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Из пункта 93 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 10) следует, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

При публичном исполнении произведения, независимо от того, осуществляется такое исполнение за плату или бесплатно, а также от того, является представление произведения (или организация) основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности, требуется получение согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе (п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Из рассматриваемых понятий публичного показа и публичного исполнения можно сделать вывод, что признание того или иного действия подпадающим под подп. 3, 6 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ будет зависеть от места осуществления действий лица. Чтобы действие лица было квалифицированно как публичная демонстрация или исполнение, оно должно осуществляться в публичном месте.

Из представленных в ст. 1270 ГК РФ формулировок определения возможно вывести признаки публичного места: открытое пространство для свободного посещения или присутствие значительного числа лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи. К таким местам относятся, в частности, музеи, художественные галереи, выставки, кинотеатры и др. При этом не требуется, чтобы представители публики осуществляли восприятие произведения, достаточным признается, если соответствующая возможность была им предоставлена.

При этом в п. 93 Постановления № 10 указано, что, решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, суду необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

В соответствии со ст. 1273 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения.

В данном случае под использованием «только в личных целях» понимается только некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи. При этом под использованием «при необходимости» понимается использование в единичных экземплярах (ограниченном количестве), количество которых оправданно и необходимо для удовлетворения потребностей (п. 97 Постановления № 10, Определение ВС РФ от 24.05.2011 № 5-В11-32).

Иными словами, если лицо осуществляет непубличный показ или исполнение (одиночный просмотр фильма дома, пение песен в кругу семьи) произведения, то его действия не подпадают под действие ст. 1270 ГК РФ, следовательно, такое лицо не нарушает исключительное право автора.

Нюансы свободного использования произведения

Свободное (без согласия автора) использование произведения возможно в информационных, научных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ).

Для такого воспроизведения характерно обязательное указание имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. К такому использованию, например, относятся: использование произведений в качестве иллюстраций в звуко- и видеозаписях учебного характера; живое исполнение произведений без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях; использование публично произнесенных политических речей, докладов в объеме, оправданном информационной целью и т.д.

Интересным делом по свободному использованию произведения является дело № А76-13283/2012 Арбитражного суда Челябинской области. В арбитражный суд с иском о защите исключительных прав на музыкальное произведение к консерватории обратилось РАО. На сцене консерватории в постановке детского музыкального театра состоялся показ мюзикла.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив требования, указали, что публичное исполнение мюзикла в целях приобретения учащимися навыков общения со слушателями, выступления в спектаклях на большой сцене консерватории для постижения навыков актерского мастерства, не может рассматриваться как допустимый случай свободного использования, предусмотренный в подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, а является незаконным использованием произведения без согласия правообладателя.

СИП согласился с такой позицией, исходя из того, что согласно ч. 1 ст. 1 Закона об образовании предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

При данных обстоятельствах судами исследовались отношения, возникшие в результате гражданско-правового деликта — незаконного использования произведения консерваторией без согласия правообладателей, которые регулируются нормами ч. 4 ГК РФ, к ним не применяется законодательство об образовании.

Таким образом, публичное исполнение мюзикла в целях приобретения учащимися навыков общения со слушателями, выступления в спектаклях на большой сцене консерватории для постижения навыков актерского мастерства, по мнению суда, не может рассматриваться как допустимый случай свободного использования, предусмотренный в подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ исключительное право на произведение действует в отношении использования и показа произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

В качестве публичного исполнения (показа) произведения необходимо рассматривать любое действие, за исключением специально предусмотренных в законе случаев, в которых демонстрация или прослушивание осуществляются физическим лицом или группой физических лиц, объединенных родственными связями, с использованием собственных технических средств, если такое использование произведения не связано с осуществлением коммерческой деятельности.    

В каких случаях необходимо заключать лицензионный договор с РАО?

На территории России правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе была создана негосударственная некоммерческая организация — Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (далее — РАО). Данная организация призвана предпринимать активные действия по защите прав российских и зарубежных правообладателей.

Более того, основной задачей РАО является коллективное управление авторскими правами. Таким образом, организация вправе предъявлять требования от правообладателя, также от имени неопределенного круга правообладателей в суде, заключать от их имени лицензионные договоры и получать по ним вознаграждение (ст. 1242 ГК РФ).

Особенности привлечения к ответственности за нарушения

Так, согласно постановлению СИП от 28.06.2023 № С01-1100/2023 по делу № А32-49920/2022 РАО обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу о взыскании в пользу правообладателей компенсации за неправомерное использование произведений.

Как установлено судами, в помещении магазина был зафиксирован факт публичного исполнения музыкального произведения, входящего в репертуар РАО. Владельцем указанного магазина является ответчик.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности осуществления ответчиком бездоговорного использования музыкальных произведений.

СИП подчеркнул, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно такое лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.

Подтверждая вышеуказанный вывод, можно привести в пример дело № А12-2028/2019 Арбитражного суда Волгоградской области. На площади состоялось концертно-развлекательное мероприятие, организованное юридическими лицами. В ходе названного мероприятия было зафиксировано публичное исполнение 16 музыкальных произведений, входящих в репертуар РАО, и бездоговорное публичное использование 14 исполнений и шести фонограмм, входящих в репертуар ВОИС.

Ссылаясь на то, что ответчики не заключали лицензионный договор с РАО, аккредитованная организация подала исковое заявление. Удовлетворяя исковые требования, суд установил, что ответчики являются организаторами мероприятия, на котором было осуществлено воспроизведение музыкальных произведений и фонограмм, входящих в репертуар истца, в отсутствие лицензионного договора и договора о выплате вознаграждения, в том числе с правообладателями.

В деле № А76-37032/2021 РАО обратилось с иском к обществу, поскольку в помещении кафе было осуществлено публичное исполнение музыкальных произведений, входящих в репертуар РАО.

В постановлении СИП от 16.02.2023 № С01-2496/2022 по данному делу суд указал, что спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами и наделенной правом предъявлять требования в суде от имени правообладателей или от своего имени для защиты прав, управление которыми она осуществляет, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя.

В постановлении СИП от 17.02.2023 № С01-2617/2022 по делу № А83-23076/2021, признавая обоснованными заявленные требования, суд отметил, что представленная в материалы дела аудиовидеозапись подтверждает осуществление ответчиком публичного исполнения музыкальных произведений посредством музыкального оборудования в кафе.

Материалы дела не содержат доказательств того, что публичное исполнение музыкальных произведений, входящих в репертуар истцов, осуществлялось для узкого круга лиц, а также надлежащих доказательств, подтверждающих выполнение требований законодательства об авторском праве при использовании произведений и (или) объектов смежных прав.

Общество осуществляло публичное исполнение музыкальных произведений на территории открытого ледового катка (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 № 12АП-7651/2020 по делу № А12-2085/2020).

При изучении видеозаписи судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что музыкальная колонка находилась непосредственно на огороженной территории ледового катка. Иных арендаторов в непосредственной близости либо иных организаций судом из видеозаписи не установлено.

Суд указал, что ответчик, осуществляя публичное исполнение с помощью технических средств записей исполнений музыкальных произведений (фонограмм) без выплаты вознаграждения, допустил нарушение одновременно как прав авторов музыкальных произведений, так и прав исполнителей и изготовителей фонограмм.

Как следует из материалов дела № А54-9960/2019 Арбитражного суда Рязанской области, в помещении бара было осуществлено публичное исполнение семи музыкальных произведений по телевизору, в рамках использования телеканала. Данное обстоятельство послужило основанием для подачи иска РАО о взыскании компенсации за нарушение исключительного права.

Суд указал на то, что представление музыкального произведения с помощью радиоприемника, размещенного в месте, открытом для свободного посещения, является публичным исполнением произведения, а не сообщением произведения в эфир.


Цитируем документ

Сообщением в эфир или по кабелю, то есть сообщением произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению, является как прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения, так и неоднократное сообщение произведения для всеобщего сведения, которые производятся теле- или радиокомпанией в соответствии с условиями заключенного между ней и правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе лицензионного договора.

Таким образом, в данном случае имело место представление музыкального произведения с помощью технических средств, а именно телевизоров, размещенных в баре, т.е. месте, открытом для свободного посещения, что, по смыслу действующего гражданского законодательства (п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), является публичным исполнением произведения, а не сообщением произведения в эфир, как указывают ответчики.


Резюме

На основании анализа правоприменительной практики можно сделать вывод, что лица, осуществляющие публичное исполнение или показ произведения в любой форме с использованием или без использования технических средств, в процессе реализации такими лицами коммерческой деятельности должны осуществлять такое использование только на основании лицензионного договора, заключенного с правообладателем или представляющей его интересы организацией.