Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 09.06.2023 № Ф05-11265/2023 по делу № А40-253750/2021 признал незаконным начисление пеней при неподтвержденном экспорте с момента реализации.
Суть дела
Компания произвела реализацию товаров на экспорт, но в установленный 180-дневный срок не собрала подтверждающие экспорт документы. В связи с этим она представила уточненные декларации по НДС, в которых НДС с реализованных на экспорт товаров был исчислен по ставке 20%, и уплатила налог.
Налоговики рассчитали размер пеней с 26-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров на экспорт. Компания пени уплатила, но затем направила в инспекцию письмо с просьбой пересчитать размер пеней. По ее мнению, расчет суммы пеней на размер начисленного НДС по документально неподтвержденным в пределах установленного законодательством РФ срока экспортным операциям следует осуществлять начиная с 181-го дня с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
Налоговики в пересчете пеней отказали. Они отметили, что налогоплательщик, который не успел собрать пакет документов, подтверждающих обоснованность экспорта в течение 180 дней, обязан включить в налоговую базу стоимость реализованных на экспорт товаров, определив налоговую базу на момент реализации. Соответственно, налог подлежит уплате за налоговый период реализации, а пропуск этого срока влечет начисление пеней по правилам ст. 75 НК РФ с момента пропуска указанного срока.
Компания обратилась в суд с требованием признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе произвести перерасчет пеней по экспортным операциям и обязать налоговиков вернуть излишне уплаченные суммы пеней.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали компанию и удовлетворили ее требования. Они указали, что Налоговым кодексом установлены последствия непредставления подтверждающих документов в 180-дневный срок в виде налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) по установленным ставкам. Моментом определения налоговой базы в данном случае в силу п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
Однако момент определения налоговой базы в данном случае не имеет юридического значения для целей исчисления пеней. В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Кроме налоговой ставки и налоговой базы, обязательным элементом налогообложения является срок уплаты налога. В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ. Оснований считать сроком уплаты налога по неподтвержденным экспортным операциям срок, установленный п. 1 ст. 174 НК РФ, не имеется, так как этот срок установлен для уплаты налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1—3 п. 1 ст. 146 НК РФ, то есть по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, в указанных подпунктах ст. 146 НК РФ не перечислены и, соответственно, срок уплаты налога, установленный ст. 174 НК РФ, на данные операции не распространяется. Для налогоплательщика, не успевшего в течение 180 дней собрать пакет подтверждающих экспорт документов, наступают негативные последствия в виде обязанности исчислить и уплатить налог. При этом из норм НК РФ не следует, что указанные обстоятельства влекут последствия в виде начисления пеней за период с момента экспортной реализации.
Учитывая, что компания впоследствии подтвердила экспорт и обоснованность применения нулевой ставки, суды пришли к выводу, что предусмотренные ст. 75 НК РФ пени не могут быть начислены ранее наступления 181-го дня с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.